РЕФЛЕКС ЗДОРОВЬЯ В СТРУКТУРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.И.НАЙМУШИН, А.А.НАЙМУШИН
Уфимский технологический институт сервиса,
Башкирский государственный медицинский университет
Множество накопленных человечеством к концу ХХ столетия взаимоисключающих рекомендаций по формированию здорового образа жизни и системам рационального питания, физической активности и профилактике заболеваний, производству здорового потомства и долголетию свидетельствуют о практической неразрешимости указанных проблем в рамках классической научной парадигмы.
Выход из создавшегося положения видится сегодня в формировании постсовременного мировоззрения, в котором главными положениями новой научной парадигмы являются: одновременность сосуществования множества концепций, гипотетичность, неоднозначность интерпретации результатов, метафоричность, сближение научных и не научных форм познания. Одним из важнейших условий обеспечения комплексного подхода к изучению человека является также слияние науки о природе и науки о человеке «в одну науку». «Только последняя наука, точная наука о человеке – вернейший подход к ней со стороны всемогущего естествознания – выведет его из теперешнего мрака и очистит его от теперешнего позора в сфере межлюдских отношений», – утверждал И.П.Павлов. Его идея рефлекса цели, сформулированная в 1916 г., была одной из первых попыток создания «единой науки», в которой физиология высшей нервной деятельности дополнялась социальными дисциплинами.
«Вся жизнь есть осуществление одной цели, именно сохранение самой жизни. Этот общий инстинкт жизни, или рефлекс жизни, состоит из массы отдельных рефлексов, большую часть которых составляют положительно-двигательные рефлексы (в направлении к благоприятным для жизни условиям) и рефлексы, имеющие целью захватить, усвоить эти условия для данного организма (пищевой, коллекционирования). Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к цели. Рефлекс цели не есть нечто неподвижное, он колеблется и меняется по условиям. Для полного, правильного, плодотворного его проявления требуется известное его напряжение… Для англосакса условие для достижения цели – существование препятствий… Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наша общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы» [1].
Механизм саморегуляции животного, основанный на условно–рефлекторных связях (первая сигнальная система), сменяется, по–Павлову, речевыми знаками как орудиями общения и интеллектуального обобщения человека как вида (вторая сигнальная система), достигая у человека социального (личности в системе требований общества) уровня социально-государственных условий как главной детерминанты формирования личности. Именно социальная жизнь придает человеку уникально человеческие свойства. Особенность поведения личности, которую призвана культивировать наука, – это «высокий уровень собственного человеческого достоинства».
В рефлексе цели И.П.Павлов впервые заговорил об энергии мотива. В нарастании этой энергии «у каждого русского человека» ему виделся фактор, который позволит покончить с «дрянными историческими наносами». Павловский рефлекс цели – это готовые, сформированные природой каналы, связи, нервные пути, которые человек творческий должен уметь наполнить информационным содержанием, знаниями об индивидуальных и общественных целях, ценностях, требованиях, обязанностях, ограничениях.
Новая волна философско-культурологических, валеологических и экотехнологических подходов к решению проблемы здоровья человека, общества и планеты основывается на новой научно-философской парадигме и новом философском осмыслении перспектив дальнейшего эволюционного развития человечества и планеты, в основе которых – целостные, холистические представления о мире и человеке как космопланетарном явлении. Современная философия позволяет выйти за пределы внутринаучной рефлексии, не отрываясь от научных знаний и приближая нас к пониманию феномена здоровья. Последний осмысливается сегодня именно как всеобщая философская категория, определяемая через категории свободы и жизни: «здоровье есть нестесненная в своей свободе жизнь» или «жизнь, исполненная свободой» [2].
Проблему здоровья сегодня следует рассматривать не только на телесном, психическом и социальном уровнях, как это следует из классических медикобиологических представлений, но и на уровне мировоззренческом. Становится все более очевидным, что здоровье человека – это, прежде всего, диалектическая функция его мировоззрения, что оно представляется как единство телесного, психического, социального и мировоззренческого здоровья. Т.е. медицина и биология должны сегодня представлять не только научный инструмент, но и сторону, базис мировоззрения. Человек, постигая биологические и медицинские закономерности собственного существования, идет затем через постижение психологических и социальных законов к формированию постсовременного мировоззрения, в индивидуальную культуру которого «встроены» все достижения предыдущих этажей становления личности, что позволяет человеку жить «над рекомендациями и таблетками». Проблема индивидуального здоровья становится, таким образом, проблемой надсоциальной, а вовсе не биологической, медицинской, социальной или комплексной.
Изложенные соображения позволили нам сформулировать развивающую идею рефлекса цели И.П.Павлова методологию «рефлекса здоровья», также состоящего из «массы отдельных рефлексов», центральной идеей которой является идея освобождения сознания человека от рутинной «оздоровительной» работы путем делегирования обязанностей по поддержанию, сохранению и продуцированию индивидуального здоровья человека индивидуальному бессознательному человека [3].
Известно, что жизнедеятельность организма в постоянно меняющейся внешней среде включает в качестве важнейшего фактора широкий спектр индивидуальных поведенческих адаптаций. Видовой генофонд оказывается явно недостаточным для обеспечения активного существования особи в вероятностно изменчивой среде: чем выше изменчивость среды, тем меньше прагматическая ценность видового опыта, и тем в большей степени возрастает необходимость в приобретении собственного, индивидуального опыта. Именно этот опыт и является содержанием комплексного, интегрального, резонансного четырехуровневого рефлекса здоровья.
Условные рефлексы здоровья формируются по всем четырем каналам осмысленно и индивидуально каждым человеком в виде временных связей между новыми типами, классами, кластерами реально существующих раздражителей (стрессоров) и «исполнительными механизмами» инстинктивной деятельности, реализуя формулу «новые условия – новые условные рефлексы».
Биология и медицина сегодня должны быть в состоянии предложить фундаментальный набор знаний, умений, навыков, практик, операций, процедур и технологий, на базе которых человек, заинтересованный в полноценной (гармоничной, продуктивной, счастливой) жизни, может выстроить свои собственные, индивидуальные, внутренние технологии здоровья. Базовыми составляющими этих Экотехнологий (валеотехнологий, технологий производства всех четырех составляющих индивидуального здоровья) являются условные рефлексы здоровья, инициирующие реализацию инстинкта здоровья как гармоничного и соразмерного Природе поведенческого акта.
Нами рассмотрены вопросы информационного наполнения рефлекторных связей (реформирования индивидуального бессознательного) личности, адекватной условиям жизни и обладающей оптимальным потенциалом самоменеджмента. На уровне разработки и реализации технологий многоканального мышления и ситуативного поведения, минимизации психофизических потерь и стрессорных тренингов, ритмической организации деятельности и освобождения сознания от рутинной работы показаны принципиальные возможности формирования системы новых условных рефлексов, соответствующих новым условиям, новой среде и новой динамике существования человека, группы, социума, человечества.
Привычные бессознательные, рефлекторные движения (дыхание, походка, осанка, наклоны, повороты, мимика, жест и пр.) в рамках предлагаемой Экотехнологии необходимо осмыслить, реформировать, закрепить и погрузить обратно в рефлекторное, бессознательное исполнение. На рисунке стрелками схематично представлен процесс извлечения из бессознательного, преобразования в сознании и погружения обратно в бессознательное стандартного двигательного акта, который после подобной реорганизации несет информационный спектр, автоматически управляющий переключениями режимов деятельности адекватно ситуации.
Здоровье в терминах Экотехнологии определяется не через класс состояний (состояния здоровья), но через класс деятельности (активное самосохранения, саморазвитие, генерация здоровья). На первое место ставится способность человека изменять (реконструировать) свои возможности в соответствии с внешними и внутренними задачами, а также возможность приспосабливать (реконструировать) среду так, чтобы эти задачи стали реально выполнимыми.
Формирование условного рефлекса здоровья является одной из составляющих Экотехнологии, которая в полном виде включает в себя следующие технологии [4]:
1. Технология производства экологического Субъекта. Производство человеком самого себя здорового, энергичного, адекватного природе, среде обитания, месту действия, координатному пространству. Формирование условного рефлекса здоровья, валеотехнология. Формирование субъективного и субъектного отношения к Природе.
2. Технология производства Природы. Производство экологического Интерсубъекта, реализация субъектного отношения к Природе.
3. Технология производства Техники (соразмерного, изоморфного и гомоморфного Природе инструмента). Производство экологического Гиперсубъекта.
Технология социальной деятельности состоит из следующих технологий:
4. Технология производства социального Субъекта, самоменеджера. Технологии самоменеджмента.
5. Технология производства Социума, социальные технологии. Производство социального Интерсубъекта.
6. Технология производства Культуры (универсального образования и постклассической науки). Производство социального Гиперсубъекта.
Данные шесть технологий составляют универсальное
Поле деятельности человека, успех которой зависит от корректной реализации
базовой технологии производства экологического субъекта формированием условного
рефлекса здоровья. Последний вид деятельности осуществляется в пространстве
категорий, конспективные определения которых приведены ниже [3].
Валеооператор. Инструмент воздействия на психофизическое состояние человека. Поскольку практически все, что делается человеком, проявляется или сопровождается мышечными движениями, в качестве базовых валеооператоров продуктивно использовать осознанное изменение состояния внешней и внутренней мускулатуры: от локальных операторов стоп, тазового дна, живота, кистей, голосовой щели, век, губ – до диафрагмы и аутохтонной мускулатуры позвоночника.
Валеооперация. Сознательное формирование
мускулатурой–оператором заданных, целевых состояний организма. Базовые
валеооперации: формирование гигиенических, вентиляционных, дыхательных, вибрационных,
звуковых, эмоциональных состояний, а также состояний общего и локального
напряжения и релаксации.
Валеопроцедура.
Сознательное формирование с помощью операций целевых функций (функциональных
состояний) организма. Процедуры строятся как последовательность или как
резонанс операций по следующим принципам: принцип дополнительности операций в
связках, парах, циклах и принцип равновесного выполнения процедур и операций. К
базовым валеопроцедурам относятся: Осанка, Движение с минимумом затрат, Утро,
Вечер, Работа, Отдых, Сон, Смена часовых поясов, Питание, Иммуномодуляция,
Управление стрессом, интеллектом и пр.
Валеотехнология. Сознательное (и бессознательное) процедурное формирование адекватных реакций и навыков управляемой саморегуляции. Существует в виде последовательности или резонанса процедур. Базовые технологии: Ритмическая организация деятельности, Музыкальная и Звуковая саморегуляция, Освобождение сознания от рутинной работы, Ситуативное поведение, Многоканальное мышление, Стрессорные тренинги. По мере освоения валеотехнологии интегрируются в универсальные технологии производства здоровья.
Валеопроизводство (генерация здоровья). Сознательное и бессознательное формирование с использованием валеотехнологий (технологии универсальных гимнастик – офисных, на–ходу, образных, следовых; технология универсального дыхания и др.) активных и проактивных состояний менеджмента и самоменеджмента. Продуктом является ресурс активности, жизненной силы, аутомотивации, позитивного мышления, инициативы, работоспособности.
Технология (последовательность операций и процедур)
производства ресурса здоровья в виде «формулы индивидуального здоровья»
(персональной гигиены) может быть представлена следующим образом: Здоровье = Позитивный настрой
(аутомотивация, оптимизм, юмор) – Вредные и опасные привычки (лень, наркотики,
табак, алкоголь, мат, шум, скорость, бессистемная информация)+ ЗОЖ (личная
гигиена, режимы труда и отдыха, полноценное сдержанное питание, физкультура, закаливание, медицинская
активность) – Самолечение + Рефлекс здоровья.
Составляющая Экотехнологии – валеотехнология как наука использует интеллектуальные семантические компьютерные информационные технологии для всеобъемлющей оценки состояния, управления и прогнозирования общественного и индивидуального здоровья. Она отказывается от жестких рамок системного подхода, заменяя его подходом информационным, который базируется на изучении конкретного биологического объекта (человека) в его взаимоотношениях и взаимосвязях с внешним миром и внутренними средами и полями [5].
Задачи, решаемые валеотехнологией, относятся к классу слабоструктурированных и трудно–формализуемых задач, не поддающихся анализу основными инженерными методами. Именно поэтому одним из важнейших направлений Экотехнологии является разработка и внедрение технологий формирования условных рефлексов здоровья человека по указанному выше принципу:
«извлечение из бессознательного Þ сознательное реформирование по новым условиям Þ
погружение в бессознательное Þ освобождение сознания от рутинного оздоровления».
Таким образом, важнейшей составляющей здоровья человека является мировоззренческая, связанная с поиском человеком смысла жизни и своего места в ней, выбором системы ценностей, формированием множественной картины мира как парадигмы мышления. Она формируется внешними (культура, образование, религиозность, воспитание) и внутренними (наследственная предрасположенность, национальные черты характера) факторами.
Деятельность здорового человека в обществе всегда соответствует общепринятым нормам оптимального существования и развития. Исследования в Экотехнологии, как и в психологии здоровья [6], осуществляются вне аспектов болезни или физических дефектов: объектом исследования является здоровая личность. Здоровье в духе постсовременных представлений определяется как критерий социально–экономического развития страны. Экотехнология представляет собой уникальный источник материальных, финансовых, трудовых, энергетических, человеческих и пр. ресурсов. В ее основе лежат фундаментальные научные дисциплины и понятия, формирующие мировоззренческое, социальное, психическое и телесное здоровье постсовременного человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлов И.П. Мозг и психика. М.: «Институт практической психологии», 1996.– 320с.
2. Чекалов А.Е. Образ здоровья в современной философии //XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса: в 4 т. Т.3: Философская антропология и философия культуры. Ч.1 – Екатеринбург, 1999.– с.76–77.
3. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Экологическая культура и технологии здорового бизнеса. Уфимский технологический институт сервиса. Уфа: «Юниграф», 1999.– 148с.
4. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология социальной деятельности. Уфимский технологический институт сервиса. Уфа: «Юниграф», 1999.– 164с.
5. Лощилов В.И. Введение в валеотехнологию. М.: «Аллегро–пресс», 1997.– 176с.
6. Ананьев В.А. Психология здоровья: синтез знаний о личностном росте//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №3, 1995.– с.54–67.