Социальные технологии в СКСТ

Назад

 

Социальные технологии в СКСТ. Рабочая программа для специальности 230500 (Социально–культурный сервис и туризм)

Авторы – составители: А.И.Наймушин, А.А.Наймушин

УТИС – Уфа, 2000.– табл. – 1, библиогр. 19 назв.

 

Рабочая программа составлена на основе типовой программы, утвержденной Росбытсоюзом (Индекс СД 01) для специальности 23.05.00. При разработке программы учитывалась квалификационная характеристика специальности и особенности организации труды в условиях рынка.

 

Введение

Государственный стандарт 2000 г. дисциплины «Социальные технологии в социально-культурной сфере и туризме» (СД.01. 120 ч.):

Сущность социальных технологий; социальные технологии как наука о способах воздействия на социальные объекты; социальные технологии как совокупность приемов и методов, применяемых социальными институтами и социальными менеджерами для достижения поставленной цели в процессе осуществления социальной деятельности в социально–культурной сфере и туризме; типология социальных технологий в зависимости от класса решаемых социальных задач, видов, сфер и уровней социальной организации; принципы разработки социальных технологий в социально–культурной сфере и туризме; уровни социальных технологий; специфика технологий в социально–культурной сфере и туризме.

·        Дисциплина предназначена для теоретического и практического знакомства студентов с основами технологизации деятельности в социально- культурной сфере и туризме, со спектром социальных технологий, используемых в гостиничном и ресторанном сервисе,  курортном деле и туризме.

·        Дисциплина завершает интегративный цикл дисциплин «Технология социальной и экологической деятельности», ложась в основу практической профессиональной деятельности менеджера в СКСТ.

·        Студент должен знать: социальные группах и услуги, социальные технологии, их типологию, региональную специфику и особенности.

·        В сфере умений студент должен получить опыт формирования психологической характеристики личности, определения личностных особенностей, связанных с коммуникативными процессами, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции, нормами психологии делового общения, средствами и технологиями общения, решения деловых вопросов по внедрению информационного и документационного обслуживания, уметь использовать социальные технологии в социально-культурной сфере и туризме,.

·        Характеристика типовой программы: наименование «Социальные технологии в социально-культурной сфере и туризме», объем 120 часов, индекс СД.01, год утверждения– 16.01.96. Программа дополнена новыми видами СТ в области сетевых, информационных технологий и СТ в области коммуникаций и самоменеджмента.

·        Особенности методики проведения занятий: гибкая образовательная технология, включающая различные формы и методы обучения, средства педагогического менеджмента и маркетинга. Практические семинарские занятия проводятся в виде деловых игр, дискуссий, тренингов, круглых столов, ситуативных задач, докладов, взаимных консультаций, обмена структурно-логическими схемами и картами мышления, работы с текстами и компьютерными файлами и программами, рынка рефератов и выступлений. Любой вид аудиторной и внеаудиторной работы студента получает оценку, формирующую итог его обучения.

Таблица распределения учебной нагрузки по часам и видам занятий

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

Курс 4,5. Семестры 8,9. Всего на курс 108 часов, из них: Лекции 28 ч. Семинарские занятия 28 ч. Самостоятельная работа (курсовая работа) 52 ч. Консультации. Зачет. Экзамен.

Наименование раздела

Распред. нагрузки (часов)

Лек

Прак

Всего

1

Введение в предмет. Сущность социальных технологий. СТ как наука о способах воздействия на социальные объекты. СТ как совокупность приемов и методов достижения цели социальной деятельности.

2

-

2

2

Классификация СТ. Типология социальных технологий по классу решаемых задач.Типология социальных технологий по видам, сферам и уровням социальной организации.

2

2

4

3

Состояние рынка СТ. Возможности СТ на уровне отдельных людей и на уровне управления фирмой. Примеры учебных программ по СТ: общий и профессиональные курс.

2

2

4

4

Перечень и объем услуг, оказываемых в рамках СТ. Формирование структуры экспертов в области СТ. Сертификат эксперта.

2

2

4

5

Словарь терминов курса. Социальная сфера. Социальные институты. Социальное пространство. Социальная технологизация. Технологизация социального управления. Объекты технологизации. Внедрение СТ. Этапы технологизации.

2

2

4

6

Словарь терминов курса. Эффективность СТ. Социальное развитие. социально-культурная сфера. Сфера гостеприимства. Сфера туризма. Специфика СТ в социально–культурной сфере и туризме. Принципы разработки социальных технологий в социально–культурной сфере и туризме. Классификация технологий туризма.

2

2

4

7

СТ определения личностных особенностей, связанных с коммуникативными процессами. СТ психодиагностики и психической саморегуляции. СТ делового общения. СТ решения деловых вопросов по внедрению информационного и документационного обслуживания.

2

2

4

8

Основные социальные, информационные и сетевые технологии ресторанного сервиса. Состав и особенности.

3

4

7

9

Основные социальные, информационные и сетевые технологии гостиничного сервиса. Состав и особенности.

3

4

7

10

Основные социальные, информационные и сетевые технологии курортного дела. Состав и особенности.

4

4

8

11

Основные социальные, информационные и сетевые технологии туризма. Состав и особенности.

4

4

8

Итого:

28

28

56

Перечень основных вопросов курса (темы лекций)

1.       Введение в предмет. Сущность социальных технологий. СТ как наука о способах воздействия на социальные объекты. СТ как совокупность приемов и методов достижения цели социальной деятельности.

Литература

1.      Наймушин А.И. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

2.      Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие.  Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 1997.– 296с.

3.      Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н.Иванов. Москва–Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 1995.– 309с.

2.      Классификация СТ. Типология социальных технологий по классу решаемых задач. Типология социальных технологий по видам, сферам и уровням социальной организации.

Литература

1.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

2.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Части 1 – 3. Уфа. Юниграф.– 460с.

3.      Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие.  Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 1997.– 296с.

4.      Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н.Иванов. Москва–Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 1995.– 309с.

3.      Состояние рынка СТ. Возможности СТ на уровне отдельных людей и на уровне управления фирмой. Примеры учебных программ по СТ: общий и профессиональные курс.

Литература

1.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

2.      http://www.d.editor6.html

3.      См. список литературы

4.      Перечень и объем услуг, оказываемых в рамках СТ. Формирование структуры экспертов в области СТ. Сертификат эксперта.

Литература

1.    Наймушин А.И., Наймушин А.А. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

2.    http://www.d.editor6.html

3.    http://homepages.tversu.ru/people/lus/index.html

4.    См. список литературы

5.      Словарь терминов курса. Социальная сфера. Социальные институты. Социальное пространство. Социальная технологизация. Технологизация социального управления. Объекты технологизации. Внедрение СТ. Этапы технологизации.

Литература

1.    Наймушин А.И., Наймушин А.А. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

2.    Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие.  Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 1997.– 296с.

3.    Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н.Иванов. Москва–Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 1995.– 309с.

6.      Словарь терминов курса. Эффективность СТ. Социальное развитие. социально-культурная сфера. Сфера гостеприимства. Сфера туризма. Специфика СТ в социально–культурной сфере и туризме. Принципы разработки социальных технологий в социально–культурной сфере и туризме. Классификация технологий туризма.

Литература

1.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

2.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Введение в дистанционное образование. Учебное пособие, Уфа: ДизайнПолиграфСервис. 2000.– 92с.

3.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Части 1 – 3. Уфа. Юниграф.– 460с.

4.      Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие.  Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 1997.– 296с.

5.      Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н.Иванов. Москва–Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 1995.– 309с.

 

7.      СТ определения личностных особенностей, связанных с коммуникативными процессами. СТ психодиагностики и психической саморегуляции. СТ делового общения. СТ решения деловых вопросов по внедрению информационного и документационного обслуживания.

Литература

1.    Наймушин А.И., Наймушин А.А. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

2.    Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Части 1 – 3. Уфа. Юниграф.– 460с.

3.    Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие.  Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 1997.– 296с.

4.    Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н.Иванов. Москва–Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 1995.– 309с.

5.    Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.– 144с.

8.      Основные социальные, информационные и сетевые технологии ресторанного сервиса. Состав и особенности.

Литература

1.    Наймушин А.И., Наймушин А.А. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

2.    Уокер. Введение в гостеприимство. М. 1999

9.      Основные социальные, информационные и сетевые технологии гостиничного сервиса. Состав и особенности.

Литература

1.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

2.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Введение в дистанционное образование. Учебное пособие, Уфа: ДизайнПолиграфСервис. 2000.– 92с.

3.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Части 1 – 3. Уфа. Юниграф.– 460с.

4.      Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие.  Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 1997.– 296с.

5.      Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н.Иванов. Москва–Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 1995.– 309с.

6.      Уокер. Введение в гостеприимство. М. 1999.

10.  Основные социальные, информационные и сетевые технологии курортного дела. Состав и особенности.

Литература

1.        Наймушин А.И., Наймушин А.А. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

2.        Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие.  Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 1997.– 296с.

3.        Уокер. Введение в гостеприимство. М. 1999.

11.  Основные социальные, информационные и сетевые технологии туризма. Состав и особенности.

Литература

1.        Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. Учебное пособие. М.: ПРИОР, 1999. – 144 с.

2.        Наймушин А.И., Наймушин А.А. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

3.        Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие.  Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 1997.– 296с.

4.        Уокер. Введение в гостеприимство. М. 1999.

Перечень вопросов для зачета

1.                              Введение в предмет. Сущность социальных технологий. СТ как наука о способах воздействия на социальные объекты.

2.                              СТ как совокупность приемов и методов достижения цели социальной деятельности.

3.                              Классификация СТ. Типология социальных технологий по классу решаемых задач.

4.                              Типология социальных технологий по видам, сферам и уровням социальной организации.

5.                              Состояние рынка СТ. Возможности СТ на уровне отдельных людей и на уровне управления фирмой.

6.                              Примеры учебных программ по СТ: общий и профессиональные курс.

7.                              Перечень и объем услуг, оказываемых в рамках СТ.

8.                              Формирование структуры экспертов в области СТ. Сертификат эксперта.

9.                              Социальная сфера. Социальные институты. Социальное пространство.

10.                          Социальная технологизация. Технологизация социального управления. Объекты технологизации.

11.                          Внедрение СТ. Этапы технологизации.

12.                          Эффективность СТ. Социальное развитие.

13.                          Социально-культурная сфера. Сфера гостеприимства. Сфера туризма.

14.                          Специфика СТ в социально–культурной сфере и туризме. Принципы разработки социальных технологий в социально–культурной сфере и туризме.

15.                          Классификация технологий туризма.

Перечень вопросов для экзамена

1.      Внедрение СТ. Этапы технологизации.

2.      Возможности СТ на уровне отдельных людей и на уровне управления фирмой.

3.      Классификация СТ. Типология социальных технологий по классу решаемых задач.

4.      Классификация технологий туризма.

5.      Объекты технологизации.

6.      Основные социальные, информационные и сетевые технологии гостиничного сервиса. Состав и особенности.

7.      Основные социальные, информационные и сетевые технологии курортного дела. Состав и особенности.

8.      Основные социальные, информационные и сетевые технологии ресторанного сервиса. Состав и особенности.

9.      Основные социальные, информационные и сетевые технологии туризма. Состав и особенности.

10.  Перечень и объем услуг, оказываемых в рамках СТ.

11.  Примеры учебных программ по СТ: общий и профессиональные курс.

12.  Принципы разработки социальных технологий в социально–культурной сфере и туризме.

13.  Состояние рынка СТ.

14.  Социальная сфера.

15.  Социальная технологизация.

16.  Социальное пространство.

17.  Социальное развитие.

18.  Социально-культурная сфера.

19.  Социальные институты.

20.  Специфика СТ в социально–культурной сфере и туризме.

21.  СТ делового общения.

22.  СТ как совокупность приемов и методов достижения цели социальной деятельности.

23.  СТ определения личностных особенностей, связанных с коммуникативными процессами.

24.  СТ психодиагностики и психической саморегуляции.

25.  СТ решения деловых вопросов по внедрению информационного и документационного обслуживания.

26.  Сущность социальных технологий. СТ как наука о способах воздействия на социальные объекты.

27.  Сфера гостеприимства.

28.  Сфера туризма.

29.  Технологизация социального управления.

30.  Типология социальных технологий по видам, сферам и уровням социальной организации.

31.  Формирование структуры экспертов в области СТ. Сертификат эксперта.

32.  Эффективность СТ.

Темы семинарских занятий

Тематика семинаров совпадает с лекционной, расширяя ее практической составляющей деятельности студентов в области применения СТ.

Список ТСО и активных методов

Для обучения используются: персональный компьютер, электронные лекции и учебные пособия, компьютерные обучающие системы, игровые коллоквиумы, занятия с элементами брейнсторма, групповой концентрации внимания, активизацией слухового восприятия и пр.

Основная литература

1.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Социальные технологии в СКСТ. Материалы для изучения. Электронный вариант. Уфа. ЛОТ УТИС. 1999.

2.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Введение в дистанционное образование. Учебное пособие, Уфа: ДизайнПолиграфСервис. 2000.– 92с.

3.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Части 1 – 3. Уфа. Юниграф.– 460с.

4.      Никредин Г.Д. и др. Технологическое управление социальными процессами. Учебное пособие.  Том 1. Поисковая модель словаря-справочника. Уфа. 1997.– 296с.

5.      Социальные технологии: Толковый словарь/ Отв. ред. В.Н.Иванов. Москва–Белгород: Луч–Центр социальных технологий, 1995.– 309с.

6.      Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998.– 144с.

Дополнительная литература

1.    Албастова Технологии эффективного менеджмента. М.: ПРИОР 1998. – 288 с.

2.    Введение в информационный бизнес. Учебное пособие под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова. М.: Финансы и статистика, 1996. – 240 с.

3.    Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. Учебное пособие. М.: ПРИОР, 1999. – 144 с.

4.    Кравченко В.Ф. и др. Организационный инжиниринг. М.: ПРИОР, 1999 – 256с.

5.    Социальный менеджмент: Учебнике для вузов. Под ред. С.Д.Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1998.–271с.

6.    Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб. 1999.

7.    Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М. 1998

8.    Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция структура, маркетинг. М. 1997.

9.    Сенин В.С. Организация международного туризма. М. 1999

10.Уокер. Введение в гостеприимство. М. 1999

11.Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. Практическое пособие для турфирм и их клиентов. М. б/г

12.http://www.d.editor6.html

13.http://homepages.tversu.ru/people/lus/index.html

14.http://www.architecture.html

15.http://www.ssga.ru/redu/index.html

16.http://www.informika.ru/text/index.html

17.http://www.lib.msu.su/liblist.html

18.http://www.citmgu.ru/

Hosted by uCoz