Мировая художественная культура

Назад

 

Учебная программа.

«Мировая художественная культура».

(22 часа).

 

I.              Мировая и национальная культура. Проблемы «своего» и «чужого». Нильс Бор о дополнительности человеческих культур. Смысл притчи о Вавилонской башне. Идея создания нового культурного единства. Тейяр де Шарден. В. Вернадский. Русский космизм.

II.           Происхождение искусства. Синкретизм первобытной художественной культуры. Язык – главный фактор формирования культуры. Язык и миф. Язык и культура этноса. Чувственно-образный характер семантических ассоциаций в мифотворчестве и их генетическая связь со сравнением, метафорой, метонимией. Мифотворчество и художественное творчество – разные способы нашего отношения к миру. Ослабление сакрального начала и «низведение» героев мифов на землю. Трансформации мифа и обряда в жанры художественного творчества.

III.         Художественная культура Египта. Система заупокойных культов и их охранение в памятниках египетской культуры. Писец-жрец в Древнем Египте. Алфавит и Вселенная. Творческая функция поэта: создание поэтического мира, параллельного «внетекстовому» миру, созданному Демиургом. Пантеон богов, культ Осириса. Пирамиды, статуи, мумии, особенности портретного стиля. Реформы Эхнатона, их значение для развития художественной культуры Египта. Поэмы о «золотом веке», их гуманистический пафос. Зиккураты, особенности шумеро-аккадской архитектуры. Мраморные статуэтки из Тель-Асмара.

IV.        Искусство античности. Эстетический идеал Древней Греции. Связь архитектуры и скульптуры. Мифология и литература. Рождение профессионального театра. Гомер («Илиада», «Одиссея»). Происхождение аттической трагедии. Эсхил как певец гражданских добродетелей. Синтетический характер эллинистической культуры. Возникновение интереса к конкретной личности и событиям повседневной жизни. Вторичный характер культуры Древнего Рима. Сплав греческих идеалов с имперским началом. Особенности римской архитектуры. Пантеон. Колизей. Утилитарный подход римлян к произведениям искусства. Развитие философии, права, ораторики, литературы и театра. Апулей, Овидий, Вергилий, Цицерон. Развитие мифа о божественном предназначении Рима.

V.           Восточная художественная традиция (Индия, Китай, исламская культура). «Веды» - энциклопедия жизненного уклада, космологических и этических воззрений народов индоевропейского единства. Обожествление природы – основополагающая черта ригведийского видения мира. Связь космического с этическим. «Махабхарата». «Рамаяна». Этическое начало китайской религиозно-философской системы. Человек и Космос. Идея всеобщей гармонии и установка на вживание в природу. Мотивы вечности, молчания в китайской художественной культуре. «Архитектурное» мышление. Каллиграфия в Древнем Китае и странах мусульманского Востока. Живопись «цветов и трав». Орнаментальные мотивы в искусстве и метафоризм в восточной поэзии. Арабеска – «музыка для глаз». Восточная миниатюра.

VI.        Средневековая художественная культура. Аскетический идеал средневековой культуры; борьба папства с «двоеверием». Живопись как «немая проповедь». Глаза – «зеркало души». Примат духовного над материальным и его отражение в архитектонике; функции храма. Особенности романского и готического стилей в архитектуре. Средневековая литература: тип вместо характера. Развитие устной поэзии, героического эпоса. «Беовульф», «Старшая Эдда», «Песнь о Роланде». Рыцарская куртуазная поэзия. Миннезингеры. Трубадуры. Баллады о Робин Гуде.

VII.      Народная смеховая культура, ее отражение в художественной культуре ХХ века. Смех как мировоззрение. Концепция М.М. Бахтина. Средневековый смех как реакция на аскетизм и социальную несправедливость. Многообразие проявлений и выражений народной смеховой культуры (обрядово-зрелищная, словесные формы, фамильярно-площадная речь). Празднества карнавального типа в Европе и на Руси, их связь с аграрными культами. Амбивалентная природа смеха: осмеяние старого и утверждение нового, справедливого мира. «Антимир» юродивых на Руси, «безумствующие шуты» в Европе. Смеховая культура в искусстве начала ХХ в.

VIII.   Художественная культура эпохи Возрождения. Ренессанс в Италии. Культ красоты человека и мира. Проблема взаимоотношений земной и небесной любви. Данте. Петрарка. Бокаччо. Визуальное постижение мира и расцвет живописи. Возникновение интереса художников к анатомии, математике, астрономии и др. Джотто ди Бордоне. Леонардо да Винчи: лицо как «зеркало души», природа – «учительница всех учителей». Законы перспективы. Особенности Северного Возрождения. Трагическая раздвоенность человека в произведениях Х. Босха и П. Брейгеля.

IX.        Художественная культура Просвещения. Отражение «века великих открытий» в литературе и искусстве. Дальнейшее развитие живописи, театра, балета, музыки. Основные стили эпохи: барокко, рококо, их отличия и связь с просветительскими идеями. Мольер., П. Рубенс, А. Ван Дейк, Рембрант, Л. Бернини, Бетховен, Моцарт, Гайдн. Классицизм как адекватная форма прославления абсолютизма. Рационализм и классицизм. Особенности архитектуры классицизма. Классицизм в России. М. Козловский, Э. Фальконе, А. Кокоринов. Рококо как предвестник «чистого искусства». Художники «галантных празднеств». А. Ватто, Ф. Буше. «Фауст» Гете – итог развития просветительской мысли.

X.          Художественная культура XIX века. Общество как совокупность атомарных индивидов. Рыцарская этика и идеалы благополучного буржуа. Сентиментализм и романтизм. Появление первых признаков «массовой культуры» – «индустрии словесности и зрелищ». Возрастание роли высокого искусства, его сближение с философией, политикой. Литература и искусство в роли «судьи над обществом». Реализм и его разновидности. Децентрализация художественной культуры и возникновение различных течений и стилей. Выдвижение на первый план социального романа и близкой к нему живописи. О. Бальзак. Ч. Диккенс, У. Теккерей. Т. Руссо. О. Домье. Натурализм. Творчество Э. Золя, А. Доде, П. Боборыкина, М. Арцыбашева. Бытописательство, отсутствие тенденциозности, расширение границ нормативной эстетики и устремленность натуралистов в глубины бессознательного. Принципы «протокольной эстетики» как первые признаки образно-стилевой системы модернизма. Т. Лотрек. Французский символизм и импрессионизм. «Теория соответствий» и ее истоки. Ш. Бодлер, С. Малларме. Установка на чувство, впечатление. Творчество Э. Мане, Ван Гога, П. Гогена, П. Сезана и их влияние на последующее развитие европейской живописи.

XI.        Художественная культура ХХ века. Ось «Париж-Москва». Взаимодействие живописи и поэзии. Этнологические исследования культуры неевропейских народов и их значение для переоценки художественных ценностей. Кубизм, футуризм. Открытия в области физики и математики и живопись. Прорыв «в четвертое измерение». Влияние русского искусства первой четверти ХХ века на мировую культуру.

 

Автор программы:

кандидат филологических наук Гарбуз Александр Викторович

Hosted by uCoz