Учебная программа.
«Мировая художественная
культура».
(22 часа).
I.
Мировая и национальная культура. Проблемы «своего» и «чужого». Нильс Бор о
дополнительности человеческих культур. Смысл притчи о Вавилонской башне. Идея
создания нового культурного единства. Тейяр де Шарден. В. Вернадский.
Русский космизм.
II.
Происхождение искусства. Синкретизм первобытной художественной культуры.
Язык – главный фактор формирования культуры. Язык и миф. Язык и культура
этноса. Чувственно-образный характер семантических ассоциаций в мифотворчестве
и их генетическая связь со сравнением, метафорой, метонимией. Мифотворчество и
художественное творчество – разные способы нашего отношения к миру. Ослабление
сакрального начала и «низведение» героев мифов на землю. Трансформации мифа и
обряда в жанры художественного творчества.
III.
Художественная культура Египта. Система заупокойных культов и их охранение в
памятниках египетской культуры. Писец-жрец в Древнем Египте. Алфавит и
Вселенная. Творческая функция поэта: создание поэтического мира, параллельного
«внетекстовому» миру, созданному Демиургом. Пантеон богов, культ Осириса.
Пирамиды, статуи, мумии, особенности портретного стиля. Реформы Эхнатона, их
значение для развития художественной культуры Египта. Поэмы о «золотом веке»,
их гуманистический пафос. Зиккураты, особенности шумеро-аккадской архитектуры.
Мраморные статуэтки из Тель-Асмара.
IV.
Искусство античности. Эстетический идеал Древней Греции. Связь
архитектуры и скульптуры. Мифология и литература. Рождение профессионального
театра. Гомер («Илиада», «Одиссея»). Происхождение аттической трагедии. Эсхил
как певец гражданских добродетелей. Синтетический характер эллинистической
культуры. Возникновение интереса к конкретной личности и событиям повседневной
жизни. Вторичный характер культуры Древнего Рима. Сплав греческих идеалов с
имперским началом. Особенности римской архитектуры. Пантеон. Колизей.
Утилитарный подход римлян к произведениям искусства. Развитие философии, права,
ораторики, литературы и театра. Апулей, Овидий, Вергилий, Цицерон. Развитие
мифа о божественном предназначении Рима.
V.
Восточная художественная традиция (Индия, Китай, исламская культура). «Веды»
- энциклопедия жизненного уклада, космологических и этических воззрений народов
индоевропейского единства. Обожествление природы – основополагающая черта
ригведийского видения мира. Связь космического с этическим. «Махабхарата».
«Рамаяна». Этическое начало китайской религиозно-философской системы. Человек и
Космос. Идея всеобщей гармонии и установка на вживание в природу. Мотивы вечности,
молчания в китайской художественной культуре. «Архитектурное» мышление.
Каллиграфия в Древнем Китае и странах мусульманского Востока. Живопись «цветов
и трав». Орнаментальные мотивы в искусстве и метафоризм в восточной поэзии.
Арабеска – «музыка для глаз». Восточная миниатюра.
VI.
Средневековая художественная культура. Аскетический идеал
средневековой культуры; борьба папства с «двоеверием». Живопись как «немая
проповедь». Глаза – «зеркало души». Примат духовного над материальным и его
отражение в архитектонике; функции храма. Особенности романского и готического
стилей в архитектуре. Средневековая литература: тип вместо характера. Развитие
устной поэзии, героического эпоса. «Беовульф», «Старшая Эдда», «Песнь о
Роланде». Рыцарская куртуазная поэзия. Миннезингеры. Трубадуры. Баллады о Робин
Гуде.
VII.
Народная смеховая культура, ее отражение в художественной культуре ХХ
века. Смех
как мировоззрение. Концепция М.М. Бахтина. Средневековый смех как реакция
на аскетизм и социальную несправедливость. Многообразие проявлений и выражений
народной смеховой культуры (обрядово-зрелищная, словесные формы,
фамильярно-площадная речь). Празднества карнавального типа в Европе и на Руси,
их связь с аграрными культами. Амбивалентная природа смеха: осмеяние старого и
утверждение нового, справедливого мира. «Антимир» юродивых на Руси,
«безумствующие шуты» в Европе. Смеховая культура в искусстве начала ХХ в.
VIII.
Художественная культура эпохи Возрождения. Ренессанс в Италии. Культ
красоты человека и мира. Проблема взаимоотношений земной и небесной любви.
Данте. Петрарка. Бокаччо. Визуальное постижение мира и расцвет живописи.
Возникновение интереса художников к анатомии, математике, астрономии и др.
Джотто ди Бордоне. Леонардо да Винчи: лицо как «зеркало души», природа –
«учительница всех учителей». Законы перспективы. Особенности Северного
Возрождения. Трагическая раздвоенность человека в произведениях Х. Босха и П.
Брейгеля.
IX.
Художественная культура Просвещения. Отражение «века великих открытий» в
литературе и искусстве. Дальнейшее развитие живописи, театра, балета, музыки.
Основные стили эпохи: барокко, рококо, их отличия и связь с просветительскими
идеями. Мольер., П. Рубенс, А. Ван Дейк, Рембрант, Л. Бернини,
Бетховен, Моцарт, Гайдн. Классицизм как адекватная форма прославления абсолютизма.
Рационализм и классицизм. Особенности архитектуры классицизма. Классицизм в
России. М. Козловский, Э. Фальконе, А. Кокоринов. Рококо как
предвестник «чистого искусства». Художники «галантных празднеств».
А. Ватто, Ф. Буше. «Фауст» Гете – итог развития просветительской
мысли.
X.
Художественная культура XIX века. Общество как совокупность
атомарных индивидов. Рыцарская этика и идеалы благополучного буржуа.
Сентиментализм и романтизм. Появление первых признаков «массовой культуры» –
«индустрии словесности и зрелищ». Возрастание роли высокого искусства, его
сближение с философией, политикой. Литература и искусство в роли «судьи над
обществом». Реализм и его разновидности. Децентрализация художественной
культуры и возникновение различных течений и стилей. Выдвижение на первый план
социального романа и близкой к нему живописи. О. Бальзак. Ч. Диккенс,
У. Теккерей. Т. Руссо. О. Домье. Натурализм. Творчество
Э. Золя, А. Доде, П. Боборыкина, М. Арцыбашева.
Бытописательство, отсутствие тенденциозности, расширение границ нормативной
эстетики и устремленность натуралистов в глубины бессознательного. Принципы
«протокольной эстетики» как первые признаки образно-стилевой системы
модернизма. Т. Лотрек. Французский символизм и импрессионизм. «Теория
соответствий» и ее истоки. Ш. Бодлер, С. Малларме. Установка на
чувство, впечатление. Творчество Э. Мане, Ван Гога, П. Гогена,
П. Сезана и их влияние на последующее развитие европейской живописи.
XI.
Художественная культура ХХ века. Ось «Париж-Москва». Взаимодействие живописи и
поэзии. Этнологические исследования культуры неевропейских народов и их
значение для переоценки художественных ценностей. Кубизм, футуризм. Открытия в
области физики и математики и живопись. Прорыв «в четвертое измерение». Влияние
русского искусства первой четверти ХХ века на мировую культуру.
Автор программы:
кандидат филологических наук Гарбуз Александр
Викторович