Концепции современного естествознания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БАШКИРСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ ТРУДА

И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

А.И. НАЙМУШИН

 

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

 

Учебно-методическое пособие и программа курса

 

 

Уфа, 2002


ББК 20я73

 

Наймушин А.И. Концепции современного естествознания. Учебно-методическое пособие и программа курса. Уфа, 2002.

 

Пособие содержит Госстандарт курса КСЕ (2001г.), списки основной и дополнительной литературы, а также литературу для выполнения контрольной (зачетной) работы, комментарии к списку литературы, программу учебной дисциплины, план лекционного курса и семинарских занятий, требования к контрольной и реферативной работам, вопросы для самопроверки. Особый раздел составляют авторские материалы по технологиям самоменеджмента и формированию образовательного пространства слушателя Академии (Технология работы с учебных текстом, Ключевые слова, Структурно-логические схемы, Карты мышления, Структурный словарь, Процедуры и операции технологии работы с учебных текстом и др.). Пособие включает в себя также Словарь основных терминов курса КСЕ

Пособие предназначено для студентов Башкирского филиала Академии труда и социальных отношений.

С пособием и дополнительными материалами по технологиям самоменеджмента и формирования образовательного пространства можно познакомиться по адресу: http://postmodern.narod.ru/

 

Автор-составитель: Наймушин Александр Иванович, профессор-тьютор ВЭГУ, кандидат химических наук, член Союза журналистов России.

 

ÓНаймушин А.И. 2001.

 

Курс КСЕ представляет одну из самых молодых учебных дисциплин в высшей школе России. Он рассчитан на студентов вузов, специализирующихся в областях, не требующих углубленного изучения естественнонаучных дисциплин. Одной из главных целей курса является формирование у студента устойчивой мировоззренческой концепции, основанной на достижениях естественнонаучных дисциплин.

Государственный стандарт

(названия структурно-логических схем и карт мышления контрольной работы)

1.      Естественнонаучная и гуманитарная культура.

2.      Научный метод.

3.      История естествознания.

4.      Панорама современного естествознания. Тенденции развития.

5.      Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

6.      Порядок и беспорядок в природе. Хаос.

7.      Структурные уровни организации материи. Микро, макро и мега-миры.

8.      Пространство и время.

9.      Принципы относительности.

10.    Принципы симметрии.

11.    Законы сохранения.

12.    Необратимость времени.

13.    Взаимодействие. Близкодействие и дальнодействие. Состояние.

14.    Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

15.    Динамические и статистические закономерности в природе.

16.    Самоорганизация в живой и неживой природе.

17.    Законы сохранения энергии в макроскопических процессах.

18.    Принцип возрастания энтропии.

19.    Химические процессы. Реакционная способность вещества.

20.    Внутреннее строение и история геологического развития Земли.

21.    Современные концепции развития геосферных оболочек.

22.    Литосфера как абиотическая основа жизни.

23.    Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико- геохимическая.

24.    Географическая оболочка Земли.

25.    Особенности биологического уровня организации материи.

26.    Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.

27.    Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы.

28.    Генетика и эволюция. Принципы универсального эволюционизма.

29.    Человек. Физиология человека.

30.    Биоэтика и поведение человека.

31.    Эмоции и творчество.

32.    Здоровье и работоспособность.

33.    Человек и биосфера.

34.    Космические циклы.

35.    Ноосфера.

Основная литература

1.      Горелов А. Концепции современного естествознания. М. 1997. – 208с.

2.      Дубнищева Т. Концепции современного естествознания. Нс. 1997. – 832 с.

3.      Концепции современного естествознания. Учебное пособие. Под ред. С.И. Самыгина. Р/Д: «Феникс», 1997. – 448с.

4.      Рузавин Г. Концепции современного естествознания . М. 1997. – 287с.

5.      Мотылева Л.. и др. КСЕ. СПб. 2000.

6.      Суханов А.Д., Голубева О.Н. КСЕ. М. 2000.

7.      Лавринеко В.Н., Ратникова В.П. КСЕ. М. 2000.

8.      Грядова Д.И. КСЕ. М. 2000.

9.      Потеев М.И. КСЕ. СПб. 1999.

10.    Воронов В.К. и др. КСЕ. М. 2000.

11.    Карпенков С.Х. КСЕ. М. 2000.

Дополнительная литература

12.    Аллен Дж., Нельсон М. Космические биосферы. М.: Прогресс. 1991. – 128с.

13.    Горелов А. Человек – гармония –природа. М.: Наука, 1990. – 192с.

14.    Девис П. Суперсила. Поиски единой теории Природы. М.: Мир. 1989. – 272с.

15.    Концепции современного естествознания. Учебные пособия по для вузов 2000-2001 гг. издания.

16.    Кэри У. В поисках закономерностей развития Земли и Вселенной. М.: Мир. 1991. – 447с.

17.    Журналы «Вопросы философии», «Наука и жизнь», «Природа», «Nature» и др..

Литература для выполнения контрольной (зачетной) работы

18.    Бакнолл К. Как учиться в университете. Руководство по курсу академического образования. Челябинск. 1999.

19.    Гойхман О.Я., Надеина Т.М, Основы речевой коммуникации. М. 1997

20.    Депортер Б., Хенаки М. Квантовое обучение. Мн. 1998.

21.    Мэлоун С. Навыки мышления для менеджера. – Р/Д.: Феникс, 1997. – 320 с

22.    Наймушин А.И., Наймушин А.А. Введение в дистанционное образование. Самоменеджмент и формирование образовательного пространства. Учебное пособие. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2000. – 92 с.

23.    Наймушин А.И., Наймушин А.А. Введение в дистанционное образование. Web-страница: http://postmodern.narod.ru/

24.    Энциклопедия Кирилла и Мефодия: http://www.km.ru/

Комментарий к списку литературы

Учебник Самыгина наиболее полно отвечает требованиям Госстандарта, за исключением пунктов 20-24 [1]. Содержит разделы: Научный метод. История естествознания. Элементы современной физики. Основные понятия и представления химии. Возникновение и эволюция жизни. Человек.

Учебник Горелова содержит разделы: Что такое наука и естествознание. Структура естественнонаучного познания. Методы и динамика естественнонаучного познания. Расширяющаяся Вселенная. Строение и эволюция звезд и планет. Релятивистская физика: теория относительности. Вероятностный подход: квантовая механика. Науки о сложных системах: кибернетика. Науки о сложных системах: синергетика. Происхождение и эволюция жизни. Генетика и самовоспроизводство жизни. Экология и учение о биосфере. Происхождение и эволюция человека. Поведение и высшая нервная деятельность. Этология и социобиология. Вклад естествознания в изучение человека. Мозг, сознание, бессознательное. Расширяющееся сознание и углубляющаяся нравственность. Современная естественнонаучная картина мира и будущее науки.

Учебник Рузавина содержит разделы: Естественно–научная и гуманитарная культуры. Естественно–научная картина мира. Концепция относительности пространства–времени. Концепция неопределенности квантовой механики. Концепция детерминизма и статистические законы. Концепция необратимости и термодинамики. Концепция бесконечности и космогоническая эволюция. Концепция атомизма и элементарные частицы. Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы. Концепция уровней биологических структур и организации живых систем. Концепция биосферы и экология. Концепция эволюции в биологии. Концепция самоорганизации в науке. Концепция системного метода.

Учебник Дубнищевой содержит разделы:

1.      Мир, природа, человек

1.1.  Е в мировой культуре

1.2.  Пространство и время

1.3.  Структура пространства. Масштабы Вселенной

1.4.  Законы сохранения и принципы симметрии

1.5.  Динамика Ньютона

1.6.  Астрономическая Вселенная и закон всемирного тяготения

1.7.  Колебания и волны

1.8.  Закон сохранения и превращения энергии

1.9.  Второе начало термодинамики

2.      Поиск моделей и закономерностей

2.1.  Феноменологические модели строения вещества

2.2.  Атомистическое строение материи

2.3.  Полевая форма материи

2.4.  Свет – электромагнитная волна

2.5.  Химические связи и химические реакции

2.6.  Статистическое понимание физических законов

2.7.  Реальные системы и фазовые переходы

2.8.  Световые кванты и зарождение квантовой теории

2.9.  Единство и разнообразие живых организмов

3.      Вероятностный мир и законы эволюции

3.1.  Появление флуктуаций в физике

3.2.  Вероятностное понимание микромира

3.3.  Эволюция и строение Галактики

3.4.  Элементы эволюции Вселенной

3.5.  История нашей планеты

3.6.  Эволюция климата

3.7.  Элементарная биохимия

3.8.  Гипотезы происхождения жизни

3.9.  Теории эволюции живого

4.      Самоорганизация

4.1.  Энтропия и информация

4.2.  Генетическая информация

4.3.  Открытые системы

4.4.  Теории хаоса и порядка

4.5.  Жизнь и игра или «Игра жизни»

4.6.  Закономерности эволюции биосферы

4.7.  Негэнтропия и экологические проблемы

4.8.  Модели естествознания и процессы в обществе.


 

Данное пособие является самым объемным из учебников по КСЕ и рекомендуется в качестве справочного пособия для тех, кто хочет освежить в памяти основные разделы естественных наук.

***

В последние годы выходит большое число книг, учебников, учебных пособий по КСЕ. Студенту рекомендуются те из них, которые в достаточной степени отвечают требованиям Госстандарта высшего образования по курсу КСЕ (степень эту предлагается студенту оценить самому, что и станет одной из составляющих его итоговой оценки).

Программа учебной дисциплины[2]

Тема 1. Введение. Система наук. Науки естественные, общественные, гуманитарные, технические. Научная картина мира. Естествознание и мировоззрение. КСЕ как учебная дисциплина. Структура курса. Научный метод. Классификация методов научного познания.

Тема 2. История естествознания. Натурфилософия. Научные революции. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы (картины) мира, множественность миров, механистическая картина мира, диалектизация естествознания.

Тема 3. Основные понятия современной физики. Относительность: пространство и время, принципы относительности и симметрии, законы сохранения, необратимость времени. Структура материи и системы: взаимодействия, близкодействие, дальнодействие. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. Динамические и статистические закономерности в природе. Самоорганизация в живой и неживой природе. Закон сохранения энергии. Принцип возрастания энтропии. Синергетика. Рождение порядка и хаоса. Синергетическое видение эволюции Вселенной.

Тема 4. Основные понятия и представления химии. Химия в системе Общество–Природа. Основные законы химии. Атомно-молекулярная и электронная теории. Химическое соединение. Реакционная способность вещества. Химическая технология.

Тема 5. Внутреннее строение и история геологического развития земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико- геохимическая. Географическая оболочка Земли.

Тема 6. Возникновение и эволюция жизни. Теории возникновения жизни. Теории эволюции. Аргументы эволюционистов и креационистов. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция.

Тема 7. Человек. Физиология. Системный подход. Биоэтика и поведение человека. Эмоции и творчество. Здоровье и работоспособность. Человек и биосфера. Концепция ноосферы. Цикличность эволюции. Человек как космическое существо.

План лекционного курса

Стандартный курс КСЕ для дневного отделения рассчитан на 100-120 ч. полной нагрузки или 50-60 ч. аудиторной работы и 50-60 ч. СРС. Соотношение аудиторной и внеаудиторной работы при заочной форме обучения составляет в среднем 1/10, т.е. большая часть работы ложится на плечи слушателя. Именно этот факт и является основанием для тщательной организации индивидуального учебного пространства (см. ниже).

 

Лекция 1.

Введение. Естествознание и мировоззрение. КСЕ как учебная дисциплина. Структура и язык курса. Законы работы мозга и эффективная деятельность. Технология работы с учебным текстом. Сжатие и структурирование текста. Система наук. Науки естественные, общественные, гуманитарные, технические. Научная картина мира. Научный метод. Классификация методов научного познания.

Лекция 2.

История естествознания. Натурфилософия. Научные революции. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы (картины) мира, множественность миров, механистическая картина мира, диалектизация естествознания. Основные понятия современной физики. Самоорганизация в живой и неживой природе. Синергетика. Рождение порядка и хаоса. Синергетическое видение эволюции Вселенной.

Лекция 3.

Основные понятия и представления химии. Реакционная способность вещества. Химическая технология. Внутреннее строение и история геологического развития земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Географическая оболочка Земли.

Лекция 4.

Возникновение и эволюция жизни. Теории возникновения жизни. Теории эволюции. Аргументы эволюционистов и креационистов. Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы. Генетика и эволюция. Цикличность эволюции.

Лекция 5.

Человек. Физиология человека. Биоэтика и поведение человека. Эмоции и творчество. Здоровье и работоспособность. Человек и биосфера. Концепция ноосферы. Человек как космическое существо. Задание домашней работы.

План семинаров

Семинар 1. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: Научный метод. История естествознания. Основные понятия современной физики.

Семинар 2. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: Синергетика. Основные понятия и законы химии.

Семинар 3. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: История геологического развития Земли. Возникновение и развитие жизни. Эволюция.

Семинар 4. Круглый стол – семинар. Доклады по разделам: Человек. Биоэтика. Биосфера. Ноосфера.

Контрольная (домашняя) работа

Структура работы:

1.      Титульный лист

2.      Содержание (оглавление) работы

3.      Структурно-логические схемы (карты мышления) одного (двух) учебников по КСЕ, отвечающие на все вопросы Госстандарта                                                                                     10 с.

4.      Словарь из 35-40 терминов, наиболее полно отражающих содержание курса:

a.                   термины и из значения                                                                                       1,5 с.

b.                  логические связи терминов друг с другом (структурный словарь)                 0,5 с.

5.      Список использованной литературы.

ИТОГО: 12 с.

Реферативная зачетная работа

В случае, если Учебный план не включает подготовку Контрольной работы, студенты выполняют письменную (графическую) реферативную зачетную работу, которую они обсуждают на семинарском и докладывают на зачетном занятии. Реферативная зачетная работа (в виде структурно-логических схем и карт мышления) готовится студентом на одну из тем раздела «Вопросы для проверки знаний» (с.7-8) объемом две-три страницы. Темы распределяются в группе таким образом, чтобы на зачетном занятии были сделаны сообщения по всем вопросам. Для получения зачета студент делает доклад по собственной реферативной зачетной работе и ведет протоколы всех выступления на зачетном занятии, которые предъявляет преподавателю в качестве второй части зачетной работы. В случае, если студент отсутствовал на зачетном занятии, он сдает «классический» устный или письменный зачет по всем вопросам программы.

* * *

Современное естествознания, используя законы работы мозга, предлагает ряд технологий самоменеджмента и формирования индивидуального образовательного пространства слушателя, которые используются при изучении курса КСЕ.

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ

Последовательность действий субъекта учебной деятельности, которая включает в себя процедуры линейного и нелинейного чтения, составления и использования смысловых указателей, выделения ключевых слов, формирования смысловых рядов и доминант, составления структурно-логических схем и карт мышления, работы со словарем терминов, составления структурного (кластерного) словаря и пр. Цель технологии – управление собственной учебной и образовательной деятельностью, формирование  словаря межпредметных связей и долговременной памяти прямого доступа.

ЧТЕНИЕ ЛИНЕЙНОЕ И НЕЛИНЕЙНОЕ

Два вида чтения, при первом из которых текст читается подряд, прослеживается логика его развития, выделяются ключевые слова и составляются структурно- логические схемы или карты мышления; при втором – целенаправленно ищутся ответы на конкретные вопросы тестов, заданий, зачетов, экзаменов.

СМЫСЛОВЫЕ УКАЗАТЕЛИ

Использование смысловых указателей – это один из способов обратить внимание читателя на наиболее важные части излагаемого материала. Указатели могут быть визуальные (курсив, подчеркивание, выделение жирным или другим шрифтом, нумерация пунктов) или речевые (употребление таких речевых оборотов, как: во-первых, с другой стороны, однако, например, более того, поэтому, снова, так и т.д.). Являются способом организации эффективного чтения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Слова, несущие основную смысловую нагрузку, обозначающие предмет, его признак, состояние или действие. При чтении текста мозг дает свою трактовку содержания, опираясь на ключевые слова. Происходит перекодирование сообщения на внутренний язык читателя. Т.е. мозг при чтении, автомати­чески пропуская несущественное, действует на основе ключевых слов и изображе­ний, а не на основе предложений. Именно поэтому заметки и рефераты с ключевыми словами намного проще вспомнить, чем фразы или предложения. Пре­имущества ключевых слов: Количество слов значительно уменьшается, об­легчая быстрый просмотр и изменение + Записанные слова, если они выбраны подходя­щим образом, богаты образами + Само действие по извлечению ключевых слов улуч­шает концентрацию, понимание и глубину об­думывания.

СМЫСЛОВЫЕ РЯДЫ

Словосочетания или предложения из ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, связанных минимальной грамматикой; краткое содержание фрагмента текста, количественное преобразование, сжатие текста. Смысловые ряды помогают понять истинное содержание абзаца. Они представляют собой сжатое содержание абзаца и являются основой для выявления  доминанты текста. На этом этапе текст подвергается количественному преобразованию – он как бы сжимается, прессуется.

ДОМИНАНТЫ ТЕКСТА

Основное значение текста, которое возникает в результате перекодирования прочитанного содержания с опорой на ключевые слова и смысловые ряды. Этап качественного преобразования текста, когда мозг формулирует сообщение самому себе, придавая ему наиболее удобную и понятную форму. Логико-семантический анализ текста в формате дифференциального алгоритма чтения включает его трехкратное прочтение с карандашом (маркером) в руках. При первом – выделяются ключевые слова, при втором – на отдельном носителе строятся смысловые ряды, при третьем – из смысловых рядов выявляется доминанта.

СТРУКТУРНО–ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

Схемы, связывающие ключевые слова в алгоритмическую последовательность, отражающую логику развития идей текста. Технология формирования СЛС: Я (настрой, ревизия, анализ) Þ ТЕКСТ 1 раз (с маркером) Þ Незнакомые слова Þ Индивидуальный толковый словарь Þ ТЕКСТ 2 раз (с другим маркером) Þ Ключевые Слова (обобщающие понятия, несущие основную смысловую нагрузку) Þ Набор структурно-логических схем (см. ниже).

КАРТЫ МЫШЛЕНИЯ (ПАУТИНА ПАМЯТИ)

Метод со­ставления заметок, предлагающий большую гиб­кость и преодолевший недостатки схематических и детализированных заметок. Карты мышления являются нелинейной, пространственной, графической методикой, в которой обсуждаемый предмет (сюжет) кристаллизуется в центральном изображении. Основные темы пред­мета (сюжета) исходят от центрального изображе­ния как ветви. Ветви включают ключевые изобра­жения или ключевые слова, напечатанные на соответствующих линиях (рис.1). Темы меньшей важности также представляются в виде ветвей, присоединен­ных к ветвям более высокого уровня. Ветви фор­мируют связанную узловую структуру. Карты мышления расширяются и обогащаются цветом, изображениями, кодами, символами и третьим измерением. Эти расширения помогают запоминанию, понима­нию, мотивации и воспроизведению информации.

 

Преимущества Карт Мышления

Гибкость. Воспроизведение в памяти. Обзор и проверка зна­ний. Ассоциации. Соответствие многомерному мышлению. Выделение сущности. Визуализация информации. Организованность. Составление плана. Объединение левосторонних и правосторонних мозговых процессов.

 

Технология создания Карт Мышления

1.      Используйте альбомную ориентацию листа форматом А4.

2.      Начните Карту Мышления символом, знаком, рисунком в центре листа.

3.      Присоедините основные темы к центральному изо­бражению.

4.      Используйте технику «елки–метелки» для соединения вспомогательных линий с ос­новными: 1) от линии в разные стороны, как иглы ветки ели (рыбий скелет) или 2) из одной точки в разные стороны, как прутья метлы (вилы, зонтичное соцветие).

5.      Напечатайте (напишите) одиночные ключевые слова на соеди­нительных линиях.

6.      Используйте образы, рисунки, символы и коды.

7.      Сегментируйте основные темы, рисуя вокруг них ограничивающие линии.

8.      Используйте индивидуализированные коды и общеизвестные аббревиатуры.

9.      Используйте мнемоники для ключевых пунктов, чтобы сделать информацию более запоминающей­ся.

 

Сфера использования Карт Мышления

Конспектирование лекций (вместе с методи­кой интервалов прослушивания: слушать 2–3 минуты, затем писать–рисовать в течение 30 сек.). Подготовка к чтению лекций, публичным выступлениям, переговорам. Составление записей и отчетов. Ведение протоколов. Стимулирование творчества. Обучение. Выполнение контрольных и курсовых работ. Подготовка к экзаменам.

Пример карты мышления

Рисунок 1. Карта Мышления на тему «Эффективное письмо»

СТРУКТУРНЫЙ СЛОВАРЬ И ГИПЕРСЛОВАРЬ

Словарь терминов рабочего учебника, который  (по аналогии с Картами мышления) составляется в виде кластерной (от англ. cluster – пучок цветов, кисть, гроздь, купа деревьев, группа звезд, рой пчел, кучка людей) структуры, где ключевые слова в рамках прослеживаемой учащимися логики развивают выбранное ими центральное понятие. По мере удаления от центра кластера ветви ключевых слов начинают перекрываться с ветвями других дисциплин, учебных предметов и областей знаний, образуя единый образовательный гиперсловарь.

ТЕЗАУРУС

(гр.– запас). 1. Словарь языка с полной смысловой информацией. 2. Полный систематизированный набор данных об области знания, позволяющий человеку или компьютеру в ней ориентироваться.

Процедуры и операции технологии работы с учебным текстом

Огромные объемы информации требуют сегодня от студента умения сжатия и структурирования учебного текста.

1.      Настрой

a.                   телесный, гигиенический

b.                  эмоциональный, психологический

c.                   интеллектуальный: просмотр записей, графических материалов предыдущей работы с учебником (если она была)

2.      Предварительное чтение. Внимательно изучить разделы:

a.                   Аннотация и Введение – цели и задачи курса, позволяющие ориентироваться в локальном пространстве дисциплины.

b.                  Содержание. Проследить логику развития терминов и разделить их на два образа «Знаю» и «Не знаю».

c.                   Список литературы. Отметить: что у Вас есть, что доступно, что надо искать.

d.                  Вопросы для самопроверки (если есть): ответить на понятные и запомнить непонятные. Зафиксировать стартовое состояние знаний по данному предмету.

e.                   Словарь терминов (если есть): отметить известные термины и выучить словарь.

3.      Первое прочтение текста

a.                   познакомиться с текстом

b.                  выделить непонятные слова

c.                   составить индивидуальный толковый словарь

4.      Второе прочтение текста

a.                   понять текст (уметь задавать вопросы, комментировать текст, отвечать на вопросы учебника для самопроверки, сопоставлять новые сведения с уже известными, составлять тесты)

b.                  выделить ключевые слова

5.      Сжатие текста

a.                   составить смысловые ряды – предложения, которых не было в тексте, представляющие ключевые слова, связанные минимальной грамматикой (используются при составлении рефератов, ответов на вопросы зачета, экзамена)

6.      Структурирование текста

a.                   оценить значимость составных частей материала, установить связь между ними, используя структуру учебника

b.                  выбрать логические и  изобразительные средства структурирования текста (структурно-логические схемы, карты мышления, таблицы, графики, столб­иковые, круговые и организационные диаграммы, деревья решений, алгоритмы)

c.                   составить с использованием ключевых слов структурно-логические схемы

d.                  составить с использованием ключевых слов карты мышления или паутину памяти

7.      Составление структурного словаря терминов

Результат применения технологии

усвоение знаний путем углубленной проработки материала + закрепление в долговременной памяти + способность применять новые знания на практике.

Вопросы для проверки знаний

(по учебнику КСЕ под ред. Самыгина)

1.      КСЕ как учебная дисциплина. Естествознание и мировоззрение. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Классификация наук.

2.      Метод и методология. Классификация методов научного познания. Методы всеобщие и общенаучные. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Наблюдение, эксперимент, измерение.

3.      Абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, мысленный эксперимент.

4.      Язык науки. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии и моделирования.

5.      Натурфилософия и натурфилософское понимание природы. Космоцентризм древнегреческой натурфилософии и основные этапы ее развития. Естествознание эпохи Средневековья..

6.      Что такое научная революция. В чем суть первой и второй научных революций.

7.      Особенности естествознания Нового времени. Суть третьей научной революции.

8.      Четвертая научная революция. Панорама современного естествознания.

9.      Физика: учение об атомах.

10.    История и достижения астрофизики.

11.    История и достижения электроники.

12.    История и достижения химии.

13.    История и достижения биологии.

14.    Основы теории относительности и квантовой механики.

15.    Пространство и время. Развитие представлений     о пространстве и времени.

16.    Дальнедействие и близкодействие. Вещество и поле.

17.    Принципы относительности. Постулаты теории относительности.

18.    Закон сохранения энергии в макроскопических процессах. Энергия, работа, внутренняя энергия.

19.    Принцип возрастания энтропии. Порядок и хаос. Стрела времени.

20.    Основы квантовой физики. Волновые свойства вещества. Принцип неопределенности Гейзенберга.. Принцип дополнительности Бора.

21.    Состояние физической системы. Динамические и статистические закономерности в природе.

22.    Основы единой теории поля. Понятие симметрии. Синергетическое видение эволюции Вселенной. Антропный принцип.

23.    Теория диссипативных структур (синергетика).

24.    Химия в системе «общество – природа». Основные законы химии.

25.    Реакционная способность веществ. Химическая технология.

26.    Происхождение планет солнечной системы, особенности образования и геологического развития Земли. Внутреннее строение Земли. Развитие геосферных оболочек.

27.    Литосфера и ее  функции. Строение географической оболочки Земли.

28.    Теории возникновения жизни. Креационизм, спонтанное зарождение, теория стационарного состояния, теория панспермии. Биохимическая эволюция.

29.    Теории эволюции Ламарка, Дарвина. Современные научные представления об эволюции.

30.    Подтверждение теории эволюции. Единство и многообразие органического мира. Жизнь как биологический круговорот веществ.

31.    Основные концепции современной физиологии.

32.    Системы человеческого организма и их функции.

33.    Строение и свойства нервной системы человека.

34.    Высшая нервная деятельность и поведение.

35.    Биоэтика и поведение человека.

36.    Эмоции и творчество.

37.    Здоровье и работоспособность.

38.    Человек и биосфера. Ноосфера.

39.    Космические циклы.

40.    Цикличность эволюции. Человек как космическое существо.

41.    Генетика и самовоспроизводство жизни. (По учебнику КСЕ Горелова)

42.    Вклад естествознания в изучение человека. (По учебнику КСЕ Горелова)

43.    Мозг, сознание, бессознательное. (По учебнику КСЕ Горелова)

44.    Концепция бесконечности и космогоническая эволюция (По учебнику КСЕ Рузавина)

45.    Концепция уровней биологических структур и организации живых систем. (По учебнику КСЕ Рузавина)

46.    Концепция самоорганизации. (По учебнику КСЕ Рузавина)

47.    Концепция системного метода. (По учебнику КСЕ Рузавина)

Словарь терминов[3] курса КСЕ

Данный словарь содержит базовый набор терминов, лежащих в основе изучения курса. Основной источник информации – Энциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.km.ru/

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе).

НАУКА

сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. См. Научно-техническая революция.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

(НТР), коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Началась с сер. 20 в. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством.

КОНЦЕПЦИЯ

(от лат. conceptio – понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля слово концепция трактуется как «понятие, образ понятия, способ понимания, соображения и выводы». В более позднем «словаре» под ред. Ушакова под этим словом понимается замысел, теоретическое построение, то или иное понимание чего-либо.

ПАРАДИГМА

(от греч. paradeigma – пример, образец), в философии, социологии – исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

КУЛЬТУРА

(от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура»  употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле – сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА

Сторонники ЕНК считают, что именно естествознание с его точными методами исследования должно стать образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Наиболее радикальные – позитивисты – считают идеалом науки математическую физику, а методом построения любого научного знания – аксиоматико-дедуктивный способ математики. Сторонники ГК считают, что такой взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного исследования и поэтому является явно утопическим и мало продуктивным. Наиболее радикальные – антипозитивисты – вовсе отказываются признать общность и единство между гуманитарным и естественнонаучным познанием. С появлением таких методов исследования как системный подход, концепции самоорганизации и эволюции и др. прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями существенно ослабла. Системный подход ориентирует исследователя на целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и тем самым предостерегает его от односторонности, неполноты и ограниченности результатов. Эволюционный взгляд на явления, события и процессы помогает понять их роль в общем процессе развития. Самоорганизация раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции.

МЕТОД

(от греч. methodos – путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод – способ построения и обоснования системы философского знания.

НАУЧНЫЙ МЕТОД

Представляет воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует 1) о взаимосвязи и единстве этих наук и 2) об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Как философские категории, пространство – форма сосуществования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время – форма и последовательные смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени – длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства – протяженность, единство прерывности и непрерывности.

ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

фундаментальный физический закон, согласно которому любой процесс протекает одинаково в изолированной материальной системе, находящейся в состоянии покоя, и в такой же системе в состоянии равномерного прямолинейного движения. Состояния движения или покоя определяются по отношению к произвольно выбранной инерциальной системе отсчета. Принцип относительности лежит в основе специальной теории относительности Эйнштейна.

СИММЕТРИЯ

(от греч. symmetria – соразмерность), в широком смысле – инвариантность (неизменность) структуры, свойств, формы материального объекта относительно его преобразований (т. е. изменений ряда физических условий). Симметрия лежит в основе законов сохранения.

ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ

законы, согласно которым численные значения некоторых физических величин не изменяются с течением времени при различных процессах. Важнейшие законы сохранения – законы сохранения энергии, импульса, момента количества движения, электрического заряда. Кроме этих строгих законов сохранения существуют приближенные законы сохранения, которые справедливы лишь для определенного круга процессов; напр., сохранение четности нарушается лишь слабыми взаимодействиями.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

БЛИЗКОДЕЙСТВИЕ

представление, согласно которому взаимодействие между удаленными друг от друга телами осуществляется с помощью промежуточных звеньев (или среды), передающих взаимодействие от точки к точке с конечной скоростью.

ДАЛЬНОДЕЙСТВИЕ

(действие на расстоянии), представление, согласно которому действие тел друг на друга передается мгновенно через пустоту на сколь угодно большие расстояния. Открытие электро-магнитного поля показало, что концепция дальнодействия неверна (60-80-е гг. 19 в.).

ПРИНЦИП СУПЕРПОЗИЦИИ

1) в классической физике: результирующий эффект от нескольких независимых воздействий; представляет собой сумму эффектов, вызываемых каждым воздействием в отдельности. Справедлив для систем или полей, описываемых линейными уравнениями; важен в механике, теории колебаний и волн, теории физических полей.  2) В квантовой механике принцип суперпозиции относится к волновым функциям: если физическая система может находиться в состояниях, описываемых двумя (или несколькими) волновыми функциями, то она может также находиться в состоянии, описываемом любой линейной комбинацией этих функций (принцип суперпозиции состояний).

ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

фундаментальное положение квантовой теории, утверждающее, что характеризующие физическую систему т. н. дополнительные физические величины (напр., координата и импульс) не могут одновременно принимать точные значения; отражает двойственную, корпускулярно-волновую природу частиц материи (электронов, протонов и т. д.). Неточности при одновременном определении дополнительных величин связаны соотношением неопределенностей, которое для неточностей  и  в определении координаты х и проекции на нее импульса P имеет вид: , где  – Планка постоянная. Соотношение неопределенностей для энергии E и времени t:

ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ

сформулирован Н. Бором, согласно данному принципу при экспериментальном исследовании микрообъекта могут быть получены точные данные либо о его энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени. Эти две взаимоисключающие картины: энергетически-импульсная и пространственно-временная, получаемые при взаимодействии микрообъекта с соответствующими измерительными приборами, «дополняют» друг друга. Принцип дополнительности сыграл важную роль при формировании квантовой механики.

ЭНТРОПИЯ

(от греч. entropia — поворот, превращение) (обычно обозначается S), функция состояния термодинамической системы, изменение которой dS в равновесном процессе равно отношению количества теплоты dQ, сообщенного системе или отведенного от нее, к термодинамической температуре Т системы. Неравновесные процессы в изолированной системе сопровождаются ростом энтропии, они приближают систему к состоянию равновесия, в котором S максимальна. Понятие «энтропия» введено в 1865 Р. Клаузиусом. Статистическая физика рассматривает энтропию как меру вероятности пребывания системы в данном состоянии (Больцмана принцип). Понятием энтропии широко пользуются в физике, химии, биологии и теории информации.

МУДРОСТЬ

Высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активности. Исторические модели мудреца: созерцатель, учитель, преобразователь. Мудрость включает в себя: активность мифа + эмоциональность и многовариантность художественного образа + точность научного, рассудочного знания + антиномичность разума.



[1] Эти разделы содержатся в учебнике М.И. Потеева

[2]  На основе учебников С.И.Самыгина и М.И.Потеева

[3]   В ходе изучения курса студентам предлагается составить собственный словарь терминов.

Hosted by uCoz