Методы
научных исследований. Рабочая программа для специальности 2305
«Социально–культурный сервис и туризм»
Авторы
– составители: А.И.Наймушин, А.А.Наймушин
УТИС – Уфа, 2000. Табл. 1,
библиогр. 23 назв.
Рабочая
программа составлена на основе государственного стандарта для специальности
23.05.00 от 27.03.2000. При разработке программы учитывалась квалификационная
характеристика специальности 23.05.00 и особенности организации труды в
условиях рынка.
Госстандарт 2000г. курса
«Методы научных исследований» для специальности 230500 (лекции 18, практ. 18,
конс. 1,8, зачет 9,6 итого 47,4). ОПД.Ф.14:
Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного
обслуживания населения. Направления развития научных исследований в сфере
социально-культурного сервиса и туризма. Методика поиска, оформления и
разработки научных исследований. Основные этапы выполнения
научно-исследовательской темы. Использование современных информационных
технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке
результатов. Требования к отчету по научной работе
·
Назначение дисциплины –
овладение основными правилами, принципами и закономерностями научной, исследовательской
и методической деятельности, основами научного мировоззрения, практикой
эффективного использования ресурсов и научной организации работы.
·
Дисциплина занимает одно
из ключевых мест в подготовке специалиста, продуктивно действующего в условиях
рыночной экономики современного общества, вооружая его умениями и навыками,
которые будут сопровождать его на протяжении всей учебной и производственной
деятельности. Она связывает в единый образовательный поток школьную,
студенческую и профессиональную деятельность, закладывая фундамент непрерывного
образования личности.
·
Студент должен знать
основные методы оформления и разработки научных исследований, уметь определять
направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса
и туризма, определять и реализовывать
основные этапы выполнения научно-исследовательской темы, иметь представление об
использовании современных информационных технологий при поиске и изучении
литературных источников и обработке результатов, а также знать и уметь
выполнять отчеты по научной работе в соответствии с современными требованиями.
·
Программа дисциплины
составлена на основании государственного учебного плана подготовки специалистов
по специальности 23.05 «Социально-культурный сервис и туризм». Индекс учебного
плана ОПД.Ф.14, год утверждения – 2000. Вследствие отсутствия типовой программы
данная рабочая программа имеет статус инновационной авторской программы
·
Изучаемая дисциплина
продолжает курс «Введение в специальность» и связана с базовыми дисциплинами,
изучаемыми одновременно с ней, закладывая научно-методический фундамент
образования в сфере сервиса.
·
К особенности методики
проведения занятий по данной дисциплине отнесятся активные формы ведения
лекционных и семинарских занятий, регулярное составления карт (матриц)
образования, организацию индивидуально–групповой учебной деятельности,
составление информационных листов о состоянии рынка учебных изданий,
ритмическую организацию учебной деятельности в ходе занятий, использование
практических рекомендаций физической и психологической эргономики и
делопроизводства.
Курс
1. Семестр 2. Всего на курс 80 часов, из них:
Лекции 20 ч. Семинары 18 ч. Самостоятельная работа 52ч. Консультация.
Экзамен.
№ |
Наименование тем |
Л |
Пр |
1 |
Роль
научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания
населения. Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного
сервиса и туризма |
2 |
2 |
2 |
Методика
поиска, оформления и разработки научных исследований. Основные этапы
выполнения научно-исследовательской темы. Научное исследование. Сущность и
особенности. Общая схема научного исследования. Обоснование актуальности
выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение
объекта и предмета исследования. Выбор методов проведения исследования.
Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка
полученных результатов |
2 |
2 |
3 |
Методы
научного познания. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент,
абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод, метод восхождения от
абстрактного к конкретному. |
2 |
2 |
4 |
Применение
логических законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного
третьего, достаточного основания. Умозаключение, аналогия |
2 |
2 |
5 |
Правила
аргументирования. Ошибки в построении тезиса. Требования истинности,
автономности, непротиворечивости, достаточности аргументов. Опровержение
доводов. Логика процесса научного исследования. Эмпирический и теоретический
этапы исследования. Задача исследователя. Доказательство |
2 |
2 |
6 |
Методический
замысел исследования и его основные этапы. Выбор проблемы и темы, формулировка
гипотезы исследования. Выбор методов, проверка гипотезы, исследования,
формулировка выводов. Литературное оформление и внедрение результатов в
практику. Структура и содержание семи этапов исследовательского процесса |
2 |
2 |
7 |
Требования
к отчету по научной работе. Подготовка, оформление и защита курсовой и
дипломной работы. Библиографический поиск литературных источников (К).
изучение литературы и отбор фактического материала (К). Работа с литературой.
Библиографический аппарат. Оформление ссылок. Научный язык и научный стиль
изложения. Толковые словари, глоссарии, тезаурусы |
2 |
2 |
8 |
Использование
современных информационных технологий при поиске и изучении литературных
источников и обработке результатов. Персональные компьютеры в образовательных
технологиях. Функции, возможности и организация работы за ПК.
Делопроизводство на компьютере |
2 |
2 |
9 |
Способы
записи и сжатия информации Основы скорописи и стенографии. Первичная
(оригинальная), вторичная (реферативная, аналитическая, библиографическая) и
третичная (структурно-логические схемы, карты мышления, доминанты,
пиктограммы) научная информация |
2 |
1 |
10 |
Принципы
создания библиотек (личной, групповой, ситуативной). Подвижность
библиотечного фонда. Основы научной организации труда и эргономики. |
2 |
1 |
1.
Роль научных
исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Направления
развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кузин Ф.В. Подготовка и
написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.
2.
Кун Т. Структура научных
революций.– М.,1975. – 345с.
3.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Методы научных исследований. Материалы для изучения. Электронный вариант.
– Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.
4.
Попов Ю.П., Пухначев
Ю.В. Математика в образах.– М.: «Знание».1989.– 208с.
5.
Уокер Дж. Введение в
гостеприимство. – М. 1999. – 463 с.
2.
Методика поиска,
оформления и разработки научных исследований. Основные этапы выполнения
научно-исследовательской темы. Научное исследование. Сущность и особенности.
Общая схема научного исследования. Обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета
исследования. Выбор методов проведения исследования. Обсуждение результатов
исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кузин Ф.В. Подготовка и
написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.
2.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Методы научных исследований.
Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.
3.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. –
460 с.
4.
Научные работы: Методика
подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.
3.
Методы научного
познания. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование,
анализ, синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кузин Ф.В. Подготовка и
написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.
2.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Методы научных исследований.
Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.
3.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. –
460 с.
4.
Научные работы: Методика
подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.
4.
Применение логических
законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего,
достаточного основания. Умозаключение, аналогия.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кузин Ф.В. Подготовка и
написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.
2.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Методы научных исследований.
Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000
3.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. –
460 с.
4.
Научные работы: Методика
подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.
5.
Правила аргументирования.
Ошибки в построении тезиса. Требования истинности, автономности,
непротиворечивости, достаточности аргументов. Опровержение доводов. Логика
процесса научного исследования. Эмпирический и теоретический этапы
исследования. Задача исследователя. Доказательство.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кузин Ф.В. Подготовка и
написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.
2.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Методы научных исследований.
Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.
3.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. –
460 с.
4.
Научные работы: Методика
подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.
6.
Методический замысел
исследования и его основные этапы. Выбор проблемы и темы, формулировка гипотезы
исследования. Выбор методов, проверка гипотезы, исследования, формулировка
выводов. Литературное оформление и внедрение результатов в практику. Структура
и содержание семи этапов исследовательского процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кузин Ф.В. Подготовка и
написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.
2.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Методы научных исследований.
Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.
3.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. –
460 с.
4.
Научные работы: Методика
подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.
7.
Требования к отчету по
научной работе. Подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной
работы. Библиографический поиск литературных источников. Изучение литературы и
отбор фактического материала. Работа с литературой. Библиографический аппарат.
Оформление ссылок. Научный язык и научный стиль изложения. Толковые словари,
глоссарии, тезаурусы
ЛИТЕРАТУРА
1.
Кузин Ф.В. Подготовка и
написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.
2.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Методы научных исследований.
Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.
3.
Гойхман О.Я., Надеина
Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.Я.
Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997 – 272 с.
4.
Научные работы: Методика
подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с
8.
Использование
современных информационных технологий при поиске и изучении литературных
источников и обработке результатов. Персональные компьютеры в
образовательных технологиях. Функции, возможности и организация работы за ПК.
Делопроизводство на компьютере.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Голосов О.В. и др.
Введение в информационный бизнес. М. 1996. – 240 с.
2.
Гуляев В.Г. Новые
информационные технологии в туризме. М. 1999. – 144 с.
3.
Кузнецов С.Л.
Компьютеризация делопроизводства. М. 1997
4.
Наймушин А.И., Наймушин
А.А. Методы научных исследований.
Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.
9.
Способы записи и сжатия
информации. Основы скорописи и стенографии. Первичная (оригинальная), вторичная
(реферативная, аналитическая, библиографическая) и третичная
(структурно-логические схемы, карты мышления, доминанты, пиктограммы) научная
информация.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Андреева В.И.
Делопроизводство. М. 1997
2.
Круглова Н.И.
Стенография. – Мн, 1996. – 272 с
3.
Кузин Ф.В. Подготовка и
написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.
4.
Мэлоун С. Навыки
мышления для менеджера. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. – 320 с
5.
Наймушин А.И., Наймушин А.А.
Методы научных исследований. Материалы
для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.
6.
Научные работы: Методика
подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.
10.
Принципы создания
библиотек (личной, групповой, ситуативной). Подвижность библиотечного фонда.
Элементы научной организации труда и эргономики.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Адамчук В.В. и др.
Эргономика. М. 1999. – 254 с.
2.
Андреев О.А. Техника
тренировки памяти. – Екатеринбург, 1992. – 192 с.
3.
Боно Э. Латеральное
мышление. – СПб., 1997. – 320 с.
4.
Депортер Б., Хенаки М.
Квантовое обучение. Мн. 1998. – 384 с.
5.
Зденек М. Развитие
правого полушария. – Мн, 1997. – 320 с.
6.
Кларк Л. Изучаем
скорочтение. Мн., 1997. – 352 с.
7.
Кудряев В.А. Организация
работы с документами. – М., 1998. – 575 с
8.
Лиу М. Как научиться
быстро читать. – М., 1996. – 496 с.
9.
Мур Л.П. Вы умнее, чем
вы думаете. – Мн, 1996. – 288 с.
10. Мэлоун С. Навыки мышления для менеджера. – Ростов
н/Д.: «Феникс», 1997. – 320 с.
11. Рофе А.И. Научная организация труда. М. 1998. – 320 с.
1.
Роль научных
исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения.
2.
Направления развития
научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма
3.
Методика поиска, оформления
и разработки научных исследований. Основные этапы выполнения
научно-исследовательской темы.
4.
Научное исследование.
Сущность и особенности.
5.
Общая схема научного
исследования. Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и
конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования.
Выбор методов проведения исследования. Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов
6.
Методы научного
познания. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент
7.
Методы научного
познания. Абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод, метод
восхождения от абстрактного к конкретному.
8.
Применение логических
законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего,
достаточного основания.
9.
Умозаключение, аналогия.
Правила аргументирования.
10. Ошибки в построении тезиса. Требования истинности,
автономности, непротиворечивости, достаточности аргументов. Опровержение
доводов.
11. Логика процесса научного исследования. Эмпирический и
теоретический этапы исследования. Задача исследователя. Доказательство
12. Методический замысел исследования и его основные
этапы. Выбор проблемы и темы, формулировка гипотезы исследования. Выбор
методов, проверка гипотезы, исследования, формулировка выводов. Литературное оформление
и внедрение результатов в практику.
13. Структура и содержание этапов исследовательского
процесса
14. Требования к отчету по научной работе. Подготовка,
оформление и защита курсовой и дипломной работы.
15. Библиографический поиск литературных источников. Изучение
литературы и отбор фактического материала.
16. Работа с литературой. Библиографический аппарат.
Оформление ссылок.
17. Научный язык и научный стиль изложения. Толковые
словари, глоссарии, тезаурусы
18. Использование современных информационных технологий
при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов.
19. Персональные компьютеры в образовательных технологиях.
20. Функции, возможности и организация работы за ПК.
Делопроизводство на компьютере
21. Способы записи и сжатия информации Скоропись и
стенография.
22. Первичная (оригинальная), вторичная (реферативная,
аналитическая, библиографическая) и третичная (структурно-логические схемы,
карты мышления, доминанты, пиктограммы) научная информация
23. Принципы создания библиотек (личной, групповой,
ситуативной). Подвижность библиотечного фонда.
24. Основы научной организации труда и эргономики.
Темы семинарских занятий
совпадают с лекционными. Почасовая нагрузка приведена в таблице.
1. Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. – М.,
1998. – 282 с.
2. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных
исследований. Материалы для изучения.
Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.
3. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности.
Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. – 460 с
4. Научные работы: Методика подготовки и оформления. /
Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.
5. Адамчук В.В. и др. Эргономика. М. 1999. – 254 с.
6. Андреев О.А. Техника тренировки памяти. –
Екатеринбург, 1992. – 192 с.
7. Боно Э. Латеральное мышление. – С.-Пб., 1997. – 320 с.
8. Боно Э. Развитие мышления. – С.-Пб., 1997. – 128 с.
9. Водина С.Н. Культура устной и письменной речи делового
человека. – М., 1997. – 160 с.
10. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987.
– 286 с.
11. Депортер Б., Хенаки М. Квантовое обучение. Мн. 1998. –
384 с.
12. Зденек М. Развитие правого полушария. – Мн, 1997. –
320 с.
13. Кларк Л. Изучаем скорочтение. Мн., 1997. – 352 с.
14. Круглова Н.И. Стенография. – Мн, 1996. – 272 с.
15. Кудряев В.А. Организация работы с документами. – М.,
1998. – 575 с.
16. Кузнецов С.Л. Компьютеризация делопроизводства. М.
1997. – 296с.
17. Лиу М. Как научиться быстро читать. – М., 1996. – 496
с.
18. Мур Л.П. Вы умнее, чем вы думаете. – Мн, 1996. – 288
с.
19. Мэлоун С. Навыки мышления для менеджера. – Ростов
н/Д.: «Феникс», 1997. – 320 с.
20. Познай себя: развитие памяти и интеллекта: СПб.:
«РЕСПЕКС», 1994. – 384 с.
21. Рофе А.И. Научная организация труда. М. 1998. – 320 с.
22. Сухарев В. Психология интеллекта. – Донецк, 1997 – 416
с.
23. Эренберг М. Развитие возможностей интеллекта. – Мн.,
1996. – 336 с.