Методы научных исследований

Назад

 

Методы научных исследований. Рабочая программа для специальности 2305 «Социально–культурный сервис и туризм»

Авторы – составители: А.И.Наймушин, А.А.Наймушин

УТИС – Уфа, 2000. Табл. 1, библиогр. 23 назв.

 

Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта для специальности 23.05.00 от 27.03.2000. При разработке программы учитывалась квалификационная характеристика специальности 23.05.00 и особенности организации труды в условиях рынка.

 

Введение

Госстандарт 2000г. курса «Методы научных исследований» для специальности 230500 (лекции 18, практ. 18, конс. 1,8, зачет 9,6 итого 47,4). ОПД.Ф.14:

Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Методика поиска, оформления и разработки научных исследований. Основные этапы выполнения научно-исследовательской темы. Использование современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов. Требования к отчету по научной работе

·        Назначение дисциплины – овладение основными правилами, принципами и закономерностями научной, исследовательской и методической деятельности, основами научного мировоззрения, практикой эффективного использования ресурсов и научной организации работы.

·        Дисциплина занимает одно из ключевых мест в подготовке специалиста, продуктивно действующего в условиях рыночной экономики современного общества, вооружая его умениями и навыками, которые будут сопровождать его на протяжении всей учебной и производственной деятельности. Она связывает в единый образовательный поток школьную, студенческую и профессиональную деятельность, закладывая фундамент непрерывного образования личности.

·        Студент должен знать основные методы оформления и разработки научных исследований, уметь определять направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма,  определять и реализовывать основные этапы выполнения научно-исследовательской темы, иметь представление об использовании современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов, а также знать и уметь выполнять отчеты по научной работе в соответствии с современными требованиями.

·        Программа дисциплины составлена на основании государственного учебного плана подготовки специалистов по специальности 23.05 «Социально-культурный сервис и туризм». Индекс учебного плана ОПД.Ф.14, год утверждения – 2000. Вследствие отсутствия типовой программы данная рабочая программа имеет статус инновационной авторской программы

·        Изучаемая дисциплина продолжает курс «Введение в специальность» и связана с базовыми дисциплинами, изучаемыми одновременно с ней, закладывая научно-методический фундамент образования в сфере сервиса.

·        К особенности методики проведения занятий по данной дисциплине отнесятся активные формы ведения лекционных и семинарских занятий, регулярное составления карт (матриц) образования, организацию индивидуально–групповой учебной деятельности, составление информационных листов о состоянии рынка учебных изданий, ритмическую организацию учебной деятельности в ходе занятий, использование практических рекомендаций физической и психологической эргономики и делопроизводства.

Таблица распределения учебной нагрузки по часам и видам занятий

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА

Курс 1. Семестр 2. Всего на курс 80 часов, из них:  Лекции 20 ч. Семинары 18 ч. Самостоятельная работа 52ч. Консультация. Экзамен.

Наименование тем

Л

Пр

1

Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма

2

2

2

Методика поиска, оформления и разработки научных исследований. Основные этапы выполнения научно-исследовательской темы. Научное исследование. Сущность и особенности. Общая схема научного исследования. Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов проведения исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов

2

2

3

Методы научного познания. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

2

2

4

Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Умозаключение, аналогия

2

2

5

Правила аргументирования. Ошибки в построении тезиса. Требования истинности, автономности, непротиворечивости, достаточности аргументов. Опровержение доводов. Логика процесса научного исследования. Эмпирический и теоретический этапы исследования. Задача исследователя. Доказательство

2

2

6

Методический замысел исследования и его основные этапы. Выбор проблемы и темы, формулировка гипотезы исследования. Выбор методов, проверка гипотезы, исследования, формулировка выводов. Литературное оформление и внедрение результатов в практику. Структура и содержание семи этапов исследовательского процесса

2

2

7

Требования к отчету по научной работе. Подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной работы. Библиографический поиск литературных источников (К). изучение литературы и отбор фактического материала (К). Работа с литературой. Библиографический аппарат. Оформление ссылок. Научный язык и научный стиль изложения. Толковые словари, глоссарии, тезаурусы

2

2

8

Использование современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов. Персональные компьютеры в образовательных технологиях. Функции, возможности и организация работы за ПК. Делопроизводство на компьютере

2

2

9

Способы записи и сжатия информации Основы скорописи и стенографии. Первичная (оригинальная), вторичная (реферативная, аналитическая, библиографическая) и третичная (структурно-логические схемы, карты мышления, доминанты, пиктограммы) научная информация

2

1

10

Принципы создания библиотек (личной, групповой, ситуативной). Подвижность библиотечного фонда. Основы научной организации труда и эргономики.

2

1

 

Перечень основных вопросов курса (темы лекций)

1.                              Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.

2.      Кун Т. Структура научных революций.– М.,1975. – 345с.

3.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований. Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.

4.      Попов Ю.П., Пухначев Ю.В. Математика в образах.– М.: «Знание».1989.– 208с.

5.      Уокер Дж. Введение в гостеприимство. – М. 1999. – 463 с.

 

2.                              Методика поиска, оформления и разработки научных исследований. Основные этапы выполнения научно-исследовательской темы. Научное исследование. Сущность и особенности. Общая схема научного исследования. Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов проведения исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.

2.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований.  Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.

3.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. – 460 с.

4.      Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.

 

3.                              Методы научного познания. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.

2.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований.  Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.

3.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. – 460 с.

4.      Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.

 

4.                              Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Умозаключение, аналогия.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.

2.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований.  Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000

3.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. – 460 с.

4.      Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.

 

5.                              Правила аргументирования. Ошибки в построении тезиса. Требования истинности, автономности, непротиворечивости, достаточности аргументов. Опровержение доводов. Логика процесса научного исследования. Эмпирический и теоретический этапы исследования. Задача исследователя. Доказательство.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.

2.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований.  Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.

3.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. – 460 с.

4.      Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.

 

6.                              Методический замысел исследования и его основные этапы. Выбор проблемы и темы, формулировка гипотезы исследования. Выбор методов, проверка гипотезы, исследования, формулировка выводов. Литературное оформление и внедрение результатов в практику. Структура и содержание семи этапов исследовательского процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.

2.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований.  Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.

3.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. – 460 с.

4.      Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.

 

7.                              Требования к отчету по научной работе. Подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной работы. Библиографический поиск литературных источников. Изучение литературы и отбор фактического материала. Работа с литературой. Библиографический аппарат. Оформление ссылок. Научный язык и научный стиль изложения. Толковые словари, глоссарии, тезаурусы

ЛИТЕРАТУРА

1.      Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.

2.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований.  Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.

3.      Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1997 – 272 с.

4.      Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с

 

8.                              Использование современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов. Персональные компьютеры в образовательных технологиях. Функции, возможности и организация работы за ПК. Делопроизводство на компьютере.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Голосов О.В. и др. Введение в информационный бизнес. М. 1996. – 240 с.

2.      Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М. 1999. – 144 с.

3.      Кузнецов С.Л. Компьютеризация делопроизводства. М. 1997

4.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований.  Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.

 

9.                              Способы записи и сжатия информации. Основы скорописи и стенографии. Первичная (оригинальная), вторичная (реферативная, аналитическая, библиографическая) и третичная (структурно-логические схемы, карты мышления, доминанты, пиктограммы) научная информация.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Андреева В.И. Делопроизводство. М. 1997

2.      Круглова Н.И. Стенография. – Мн, 1996. – 272 с

3.      Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.

4.      Мэлоун С. Навыки мышления для менеджера. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. – 320 с

5.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований.  Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.

6.      Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.

 

10.                          Принципы создания библиотек (личной, групповой, ситуативной). Подвижность библиотечного фонда. Элементы научной организации труда и эргономики.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Адамчук В.В. и др. Эргономика. М. 1999. – 254 с.

2.      Андреев О.А. Техника тренировки памяти. – Екатеринбург, 1992. – 192 с.

3.      Боно Э. Латеральное мышление. – СПб., 1997. – 320 с.

4.      Депортер Б., Хенаки М. Квантовое обучение. Мн. 1998. – 384 с.

5.      Зденек М. Развитие правого полушария. – Мн, 1997. – 320 с.

6.      Кларк Л. Изучаем скорочтение. Мн., 1997. – 352 с.

7.      Кудряев В.А. Организация работы с документами. – М., 1998. – 575 с

8.      Лиу М. Как научиться быстро читать. – М., 1996. – 496 с.

9.      Мур Л.П. Вы умнее, чем вы думаете. – Мн, 1996. – 288 с.

10.  Мэлоун С. Навыки мышления для менеджера. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. – 320 с.

11.  Рофе А.И. Научная организация труда. М. 1998. – 320 с.

 

Перечень вопросов для окончательной проверки знаний

1.      Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения.

2.      Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма

3.      Методика поиска, оформления и разработки научных исследований. Основные этапы выполнения научно-исследовательской темы.

4.      Научное исследование. Сущность и особенности.

5.      Общая схема научного исследования. Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов проведения исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов

6.      Методы научного познания. Наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент

7.      Методы научного познания. Абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

8.      Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.

9.      Умозаключение, аналогия. Правила аргументирования.

10.  Ошибки в построении тезиса. Требования истинности, автономности, непротиворечивости, достаточности аргументов. Опровержение доводов.

11.  Логика процесса научного исследования. Эмпирический и теоретический этапы исследования. Задача исследователя. Доказательство

12.  Методический замысел исследования и его основные этапы. Выбор проблемы и темы, формулировка гипотезы исследования. Выбор методов, проверка гипотезы, исследования, формулировка выводов. Литературное оформление и внедрение результатов в практику.

13.  Структура и содержание этапов исследовательского процесса

14.  Требования к отчету по научной работе. Подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной работы.

15.  Библиографический поиск литературных источников. Изучение литературы и отбор фактического материала.

16.  Работа с литературой. Библиографический аппарат. Оформление ссылок.

17.  Научный язык и научный стиль изложения. Толковые словари, глоссарии, тезаурусы

18.  Использование современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов.

19.  Персональные компьютеры в образовательных технологиях.

20.  Функции, возможности и организация работы за ПК. Делопроизводство на компьютере

21.  Способы записи и сжатия информации Скоропись и стенография.

22.  Первичная (оригинальная), вторичная (реферативная, аналитическая, библиографическая) и третичная (структурно-логические схемы, карты мышления, доминанты, пиктограммы) научная информация

23.  Принципы создания библиотек (личной, групповой, ситуативной). Подвижность библиотечного фонда.

24.  Основы научной организации труда и эргономики.

Перечень семинарских занятий

Темы семинарских занятий совпадают с лекционными. Почасовая нагрузка приведена в таблице.

 

Список основной литературы

1.      Кузин Ф.В. Подготовка и написание диссертации. – М., 1998. – 282 с.

2.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований.  Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.

3.      Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. ЮНИТИ. 1999. – 460 с

4.      Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Амалфея. 1998. – 272 с.

Список дополнительной литературы.

5.      Адамчук В.В. и др. Эргономика. М. 1999. – 254 с.

6.      Андреев О.А. Техника тренировки памяти. – Екатеринбург, 1992. – 192 с.

7.      Боно Э. Латеральное мышление. – С.-Пб., 1997. – 320 с.

8.      Боно Э. Развитие мышления. – С.-Пб., 1997. – 128 с.

9.      Водина С.Н. Культура устной и письменной речи делового человека. – М., 1997. – 160 с.

10.  Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М., 1987. – 286 с.

11.  Депортер Б., Хенаки М. Квантовое обучение. Мн. 1998. – 384 с.

12.  Зденек М. Развитие правого полушария. – Мн, 1997. – 320 с.

13.  Кларк Л. Изучаем скорочтение. Мн., 1997. – 352 с.

14.  Круглова Н.И. Стенография. – Мн, 1996. – 272 с.

15.  Кудряев В.А. Организация работы с документами. – М., 1998. – 575 с.

16.  Кузнецов С.Л. Компьютеризация делопроизводства. М. 1997. – 296с.

17.  Лиу М. Как научиться быстро читать. – М., 1996. – 496 с.

18.  Мур Л.П. Вы умнее, чем вы думаете. – Мн, 1996. – 288 с.

19.  Мэлоун С. Навыки мышления для менеджера. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. – 320 с.

20.  Познай себя: развитие памяти и интеллекта: СПб.: «РЕСПЕКС», 1994. – 384 с.

21.  Рофе А.И. Научная организация труда. М. 1998. – 320 с.

22.  Сухарев В. Психология интеллекта. – Донецк, 1997 – 416 с.

23.  Эренберг М. Развитие возможностей интеллекта. – Мн., 1996. – 336 с.

Hosted by uCoz