Психология управления

На главную страницу

 

ГИПЕРТЕКСТОВОЕ РАСШИРЕНИЕ

К РАБОЧЕМУ УЧЕБНИКУ «ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ»

 

РАБОЧИЙ УЧЕБНИК КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Формы и технологии дистанционного обучения (ДО) во многом определяют методы, средства и организацию познавательной деятельности в зависимости от особенностей конкретной системы дистанционного образования (СДО). ДО на основе современных информационных (не обязательно компьютерных) и телекоммуникационных технологий является не столько развитием заочной формы образования, сколько новой самостоятельной формой дневного, вечернего, заочного, среднего, специального, высшего, второго высшего, непрерывного и пр. видов образования. В ДО вуз (гарантирующий качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами) и студенты не только существенно разделены (здесь нет традиционных сессий, обучение проводится по индивидуальному учебному плану и пр.), но и еще более существенно объединены дистанционной образовательной системой. Различают два метода ДО:

1.   АСИНХРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, когда студенты, удаленные от вуза, составляют группы одного курса и занимаются по индивидуальному учебному плану с использованием учебно-методических материалов, разработанных вузом.

2.   СИНХРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (совместная работа), когда вуз, обеспечивающий проведение занятий (лекции, консультации и пр.) дистанционно отделен от группы одновременно занимающихся студентов (это м.б. виртуальная учебная группа, когда. студенты не обязательно находятся в одной аудитории и в одном городе). Взаимодействие между преподавателем и студентами происходит в реальном масштабе времени.

Мировой педагогический опыт показывает, что полноценное образование м.б. получено только при наличии

1.       Хороших учебно-методических материалов и учебников (инструментарий или Гиперсубъект СДО – см. рабочий учебник «Введение в ДО»).

2.       Общения, диалога студента и преподавателя (взаимодействие или Интерсубъект СДО). При ДО большая часть функций диалога должна быть внедрена в средства ДО. Элементы такого диалога могут быть реализованы как в компьютерных средствах ДО, так и в специально подготовленных полиграфических изданиях.

Обычно выделяют два функциональных уровня разработки компьютерных учебных средств системы ДО:

1.       Компьютерные электронные учебники (ЭУ). Организационно и функционально ЭУ принципиально отличаются от электронных версий бумажных (полиграфических) учебников тем, что они достаточно оперативно представляют на экране монитора учебные материалы, которые легко меняются, дополняются, имеют большую графическую наглядность и удобный пользовательский интерфейс (меню, справки), содержат тестовые задания для контроля и самоконтроля к каждой теме и пр. Диалог ЭУ со студентом носит жестко детерминированный характер.

2.       Компьютерные обучающие программы (ОП). ОП, наряду с предоставлением учебного материала, осуществляет взаимодействие со студентом, цель которого – обеспечить лучшее понимание материала и самоконтроль его усвоения. ОП используют диалог, алгоритм которого зависит от ответов студента, т.е. обучение становится активным.

Обязательная для ДО обратная связь между преподавателем и студентом осуществляется как посредством телекоммуникаций (телефон, видеоконференцсвязь), так и в виде личного общения (консультации, собеседования, обзорные лекции, защиты курсовых работ и пр.).

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и строго контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента (в рамках личностно ориентированного обучения), который может учиться в удобном месте, в удобное время, в удобном темпе, имея при себе набор (кейс) средств обучения – методические указания, учебные пособия, учебники, аудио и видеокассеты с установочными лекциями и пр.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой (Интерсубъект) и со средствами обучения (Гиперсубъект), индифферентный к их расположению в пространстве и времени. Под целенаправленностью понимается четкая организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности студентов, для чего продуктивно  использование технологий формирования индивидуального образовательного пространства и системы рейтингового контроля.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза.

Любая система обучения стоится на основе определенной дидактической концепции, которая определяет набор методов, организационных форм и средств обучения, т.е. технологию дистанционного обучения. Развитие российского ДО предусматривает внедрение трех следующих видов технологий.

1.       КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор-кейс и передаются обучаемому для самостоятельного  изучения с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов (преподавателей - консультантов).

2.       TV-ТЕХНОЛОГИЯ базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов.

3.       СЕТЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ, построенная на использовании сети Интернет, как для обеспечения студента учебно-методическими материалами, так и для интерактивного взаимодействия тьютора со слушателем и слушателей между собой.

Известно, что базовой для ДО является кейс-технология, т.к. только она в состоянии сформировать тот набор учебно-методической литературы (в т.ч. учебников и учебных пособий), который позволяет осуществить профессиональную подготовку студента и дать ему возможность получить полноценный диплом о высшем образовании. В странах с высоким уровнем телекоммуникационного оснащения ДО доля печатных изданий в кейсе очень велика: в Германии 95%, в США 85%.

В кейс-технологиях используются следующие средства обучения.

1.     Программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых  выпускных работ.

2.     Печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса.

3.     Специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля – рабочие учебники..

4.     Обзорные аудио и видеолекции по каждой дисциплине курса.

5.     Лабораторные практикумы.

6.     Компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса.

Для ДО характерны две особенности компьютерных средств:

·          использование мультимедиа (комплексного представления информации в виде красочных графиков и изображений, анимации, видеосюжетов, звукового сопровождения)

·          использование гипертекста (с обязательным наличием определений, ключевых слов, словарей, логической структуры изложения и характерной конспективностью, свободным перемещением по тексту, использованием перекрестных ссылок).

Подобная организация учебных материалов весьма продуктивна и в полиграфических (бумажных) учебниках: концепция резонансного (обоеполушарного) учебника реализуется в системе ДО УТИС в виде рабочего учебника, построенного не столько по принципу «читай и запоминай», сколько – «воспринимай по всем каналам, творчески перерабатывай, представляй в виде структурно-логических схем и карт мышления, формируй долговременную память (бионейросети головного мозга) и технологии профессиональной деятельности».

Система ДО УТИС представлена в виде кейс-технологии, основные характеристики которой изложены в рабочем учебнике «Введение в ДО» [2], с изучения которого начинается образовательная деятельность субъекта. Очевидно, что первоочередной задачей слушателя является овладение продуктивными образовательными технологиями – экологического и социального самоменеджмента, формирования индивидуального образовательного пространства [1,10], активизации работы обоих полушарий головного мозга (полушарный синтез), виртуальных тренингов, структурирования учебного текста в виде структурно-логических схем и карт мышления (паутины памяти).

Задача эта достаточно трудна и интересна. Практический опыт и психология самоменеджмента слушателей представлены ниже в виде отрывков из более чем 200 анкет «Место и роль дисциплины «Введение в ДО» в учебном процессе» (г. Салават, январь 2001 г.):

·                  Предмет интересный и своеобразный.

·                  Я научилась составлять тесты, эффективно работать с текстом, составлять структурно-логические схемы и карты мышления.

·                  Очень удобно пользоваться схемами, т.к. они помогают законспектировать текст и лучше его запомнить.

·                  Надо увеличить количество часов на изучение предмета.

·                  Книга очень хорошая, кратко и понятно изложены материалы, затронуты все основные понятия.

·                  Книга удобна в работе. Я научилась быстрому чтению, эффективному письму.

·                  Интересно, ново, есть над чем задуматься. Надо больше практических занятий.

·                  На многие проблемы смотреть становится проще.

·                  Очень хороший предмет: работая над ним, я перестал употреблять алкоголь.

·                  Научился планировать свою работу. Считаю необходимым введение предмета и в других вузах – пусть развиваются.

·                  Очень довольна предметом, все изложено отлично. Расширила кругозор.

·                  Научился настраиваться на работу, учебу, научился конспектировать лекции, выделяя ключевые слова: по ним очень удобно вспоминать.

·                  Изучив предмет, я перешла на следующую ступень самообразования, по новому взглянула на обучение.

·                  Это совершенно новое в организации учебного процесса. Если бы была техника, было бы еще лучше.

·                  Такой предмет обязательно нужно ввести в средних школах.

·                  Понравилась неклассическая форма выполнения курсовой работы. Словарь терминов и гипертекст позволяют изучить главные аспекты и сэкономить время.

·                  Выполнять курсовую работу было так необычно и интересно, что это привлекло внимание и участие членов моей семьи.

·                  Сначала было трудно понять смысл задания, затем при более внимательном чтении вникла в суть работы.

·                  Предмет развивает интеллектуальные способности, воображение, память.

·                  Учиться интересно и увлекательно.

·                  Научилась думать, анализировать.

·                  Научился работать на компьютере.

·                  Занималась два раза в неделю по 3 часа.

·                  Можно все предметы изучать в таком стиле.

·                  Этот предмет очень нужен студенту. Хотелось бы, чтобы таких учебников было больше.

·                  Я кое-что скопировала из пособия для себя и детей.

·                  Считаю, что этот предмет нужно преподавать с более раннего возраста.

·                  Очень понравилось письмо двумя руками как способ активизации обоих полушарий мозга.

·                  Очень полезен раздел о здоровье.

·                  Предмет необычный, непривычный, но полезный, нужный с начальных классов школы.

·         В начале отношение было негативное, но по мере выполнения курсовой работы появилась заинтересованность, затем – желание применить в другим дисциплинам, а сегодня я считаю, что изучение этой дисциплины должно быть на первом месте…

Известно, что качество управления ДО определяется составляющими:

a)       организация эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, физически разделенных расстоянием,

b)      качество используемых образовательных технологий,

c)       структурная организация учебного материала,

d)      эффективность разработанных методических материалов, способов их доставки, методов их реализации,

e)       эффективность обратной связи и контроля знаний.

Реализуемые в настоящее время модели ДО базируются в основном на достижениях компьютерных и сетевых технологий. Главная проблема, стоящая перед ДО, – телекоммуникации и их транспортная основа – снимается нами реализацией на первоначальном этапе такой модели, в которой вместо (или – вместе) внешних электронных сетевых технологий используются технологии формирования образовательного пространства личности.

В основании последних лежит функциональная (организационно - информационная) структура [4] рабочего учебника (РУ), типографского или электронного учебного продукта, предназначенного для самостоятельного изучения и подготовки к активным домашним, семинарским, тестовым и экзаменационным занятиям в рамках изучения модуля (учебной дисциплины). РУ дополняется (или служит сам) рабочей тетрадью, в которой слушателем ведутся все заметки, сопровождающие изучение материалов. Полная управляющая структура рабочего учебника включает следующие разделы:

1.     Классификаторы УДК И ББК. Сведения об авторах разделов. Аннотация. Рецензенты. Авторские права.

2.     Место дисциплины в учебном плане.

3.     Цели и задачи курса.

4.     Перечень знаний и умений.

5.     Тематическое содержание курса (учебная программа, ключевые термины Госстандарта).

6.     Список литературы.

7.     Вопросы для самопроверки.

8.     Тренинг-тесты.

9.     Темы реферативных работ.

10. Задания контрольной (домашней) работы.

11. Словарь терминов.

12. Материалы для изучения (гипертекст).

13. Задания курсовой работы.

14. Материалы для гиперсловаря.

14.1.   Словарь межпредметных терминов.

14.2.   Словарь персоналий.

14.3.   Структура межпредметных связей (навигатор учебного процесса).

14.4.   Темы и материалы для дополнительного изучения.

15. Приложения.

15.1.   Материалы для регулярной работы.

15.1.1.                     Мнемоники, пиктограммы, ритмические тексты для заучивания.

15.1.2.                     Образцы типичных структурно-логических схем и карт мышления.

15.1.3.                     Образцы структурных словарей, процедурных карт, рабочих шпаргалок.

15.1.4.                     Материалы, обязательные для преобразования в вид, удобный к использованию в дороге, транспорте, на ходу, формирующие виртуальное образовательное пространство слушателя.

15.2.   Дополнительные материалы.

15.2.1.                     Тексты законов и законодательных актов.

15.2.2.                     Инструкции и формы типовых документов.

15.2.3.                     Хрестоматия по дисциплине.

15.3.   Ответы на тренинг-тесты, задания, вопросы, ситуативные задачи.

16. Выходные данные.

16.1.   Краткая творческая биография авторов.

16.2.   Информация о пособии.

16.3.   Информация об издателе.

16.4.   Афоризм, высказывание, ключевая фраза – на обложку.

17. Гипертекстовое расширение (не входит в состав собственно учебника), представляет дополнительные материалы к рабочему учебнику, которые формируют:

17.1.   Библиотеку ПДО на бумажных носителях:  бумажные издания и ксерокопии, буклеты, прайс-листы, pocket books & game-books, раздаточные материалы, карты мышления и схемы, образцы контрольных и курсовых работ, рефератов и словарей, выполненных авторами, преподавателями, консультантами, студентами.

17.2.   Электронную библиотеку ПДО: лекции, семинарские и практические занятия на дискетах и компакт-дисках, Интернет-материалы и адреса, хрестоматии, энциклопедии, справочники на электронных носителях, образцы работ, рефератов, словарей.

Все разделы РУ имеют четко определенные функции и информационное наполнение [7,11]. Структура РУ является основой организации и управления учебным процессом, аудиторной и самостоятельной работой, контролем и самоконтролем знаний.

РУ адресован множественному (многоагентному) Субъекту [3,5,6,8,9] образовательной деятельности, в состав которого входят: Образовательная среда + Индивидуальные слушатели + Учебные группы + Пункты дистанционного обучения (ПДО) + Профессорско-преподавательский состав + Менеджеры кафедр по ДО + Авторы учебников + Научные редакторы и рецензенты + Служба сетевых и информационных технологий + Центр развития образовательного сервиса (Научно-исследовательская Лаборатория образовательных технологий и дистанционного обучения + Издательство дистанционной литературы + Лаборатория электронных учебников + Отдел маркетинга) + Административно-управленческий аппарат.

РУ организует формирование Субъектом образования долговременной памяти прямого доступа, резонансной работы полушарий головного мозга, ситуативного использования полученных знаний и умений, необходимых для продуктивной деятельности специалиста в условиях  постсовременного общества.

Работа с РУ представляет собой итерационный процесс регулярного изучения материалов и выполнения заданий до тех пор, пока очередное обращение к гипертексту РУ уже не приводит к достоверному приращению знаний, умений, навыков, технологической компетентности Субъекта образовательной деятельности. Таким образом, работа с РУ требует каждый раз при обращении к нему определения исходного уровня владения материалами ( Я до работы), приращения уровня (Я во время работы) и конечного уровня (Я после работы). Работа считается успешно выполненной, когда исходный и конечный уровни практически совпадают, что соответствует не только полному и осмысленному выполнению всех заданий, но и полноценному пониманию роли и места дисциплины в становлении Субъекта как профессионала, специалиста, самоменеджера. Итог работы с РУ – это индивидуальное структурное и деятельностное представление слушателем учебных материалов в виде самостоятельно генерированных алгоритмов текстов, структурно-логических схем и карт мышления, организующих произвольную и непроизвольную долговременную память сознательного и прямого доступа, а также в виде операций, процедур и технологий собственной профессиональной социальной и экологической деятельности специалиста.

СТРУКТУРА ГИПЕРУЧЕБНИКА

В 2000/2001 г. Лабораторией образовательных технологий и дистанционного обучения подготовлено, отредактировано и издано ООО «ДизайнПолиграфСервис» 37 РУ: Бухгалтерский (финансовый) учет, Введение в дистанционное образование, Геополитика, Государственное регулирование экономики, Демография в 2-х частях, История культуры Башкортостана, Конфликтология, Логика, Менеджмент в 2-х частях, Налоги и налогообложение, Основы предпринимательства в 2-х частях, Отечественная история в 2-х частях, Политология, Правоведение, Природопользование в 2-х частях, Психология и педагогика, Психология управления, Рынок ценных бумаг, Социальный менеджмент, Социодинамика культуры, Социология в 2-х частях, Статистика в 2-х частях, Управление персоналом, Философия в 2-х частях, Экологический менеджмент, Экономика местного хозяйства, Экономическая теория в 2-х частях, Этика и культура управления.

Вместе с изданными в 1999 г. 45 учебными пособиями–юнитами: Английский язык, Безопасность жизнедеятельности, Высшая математика в 5-и частях, Информатика в 7-и частях, История в 4-х частях, История экономических учений в 2-х частях, Концепции современного естествознания в 4-х частях, Культурология, Немецкий язык,  Основы экономической теории в 2-х частях, Политология в 2-х частях, Право, Правоведение, Психология и педагогика, Социология в 2-х частях, Статистика в 4-х частях, Технология деятельности в 3-х частях, Философия в 2-х частях, Экономическая география и регионалистика (выполняющими в настоящее время в основном функции хрестоматий и дополнительных материалов к одноименным РУ), рабочие учебники 2000/2001 г. издания формируют методические  и управленческие основы кейс-технологии дистанционного обучения в виде согласованного единого гиперучебника, постоянно изучаемого и составляемого Субъектом образования (Субъектом Сервиса).

Основы реализованной в рабочих учебниках модели управления дистанционным образованием и методы работы с учебными пособиями (рабочими учебниками) представлены в следующих публикациях.

1.     Наймушин А.И., Наймушин А.А. Менеджер–цикл «Технология деятельности» в 3-х частях. Уфа: Юниграф. 1999. – 460 с.

2.     Наймушин А.И., Наймушин А.А. Введение в дистанционное образование. Самоменеджмент и формирование образовательного пространства / Учебное пособие. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис». 2000.– 92 с. См. также http://www.postmodern.narod.ru/.

3.     Наймушин А.И. Формирование субъекта сервиса в структуре новой парадигмы философии образования. // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Социально-информационный сервис в современном российском обществе: состояние, проблемы и тенденции». Уфа: УТИС, 2000. с.26-37.

4.     Наймушин А.И. Модель дистанционного образования УТИС. Организационно - информационная структура рабочего учебника. // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Социально-информационный сервис в современном российском обществе: состояние, проблемы и тенденции». Уфа: УТИС, 2000. с.173-181.

5.     Наймушин А.А., Наймушин А.И. Проблемы и информационные технологии валеологизации образования. // Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Социально-информационный сервис в современном российском обществе: состояние, проблемы и тенденции». Уфа: УТИС, 2000. с.181-186.

6.     Наймушин А.И. Деятельностный компонент мировоззрения в технологиях образования субъекта творчества // Сб. «Онтология и мировоззрение». Под ред. проф. В.Н.Финогентова. Уфа. 2000. с.84-98.

7.     Наймушин А.И., Наймушин А.А. а) Правила для авторов рабочих учебников. Уфа: РИО УТИС. 2000. б) Формат рабочего учебника для системы дистанционного образования. Пособие для авторов. Электронное издание Лаборатории образовательных технологий УТИС. Уфа. 2000.

8.     Наймушин А.И. Принципы организации образовательных технологий и развитие творческой личности. // Материалы Региональной научно-практической конференции «Инновационные методы преподавания социальных и психологических дисциплин». Уфа. БГПИ. 2000.

9.     Наймушин А.И., Наймушин А.А. Технологии формирования ресурса здоровья молодежи в высшей школе. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы». М. 2000. с.64-65.

10. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Психология и педагогика / Учебное пособие. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис». 2001.–100 с.

11. Наймушин А.И. Модель дистанционного образования. Функциональная структура рабочего учебника как технология формирования образовательного пространства личности // Сб. трудов Второй Всероссийской научно-практической конференции «Современные социально-политические технологии: сущность, многообразие форм и внедрение» Ижевск, Удмуртский государственный университет.  2001 г.

Заведующий Лабораторией образовательных технологий и дистанционного обучения, продюсер и главный редактор издания дистанционных учебников, член Союза журналистов России,

доцент                                                                                                      Наймушин А.И.

Hosted by uCoz