Игра и игрушка

Если человек играет, он играет с чем-то, или во что-то. Играть ни с чем или ни во что просто невозможно. Само играние предполагает наличие носителя игровой функции, материальной или идеальной. Материальным носителем игры может выступать игрушка, то есть то, с чем играющий собственно играет. Игрушка представляет также как и игра понятие со чрезвычайно большим объемом, содержание которого  бедное. Если принять во внимание, что игрушка это то, с чем играют, то под это определение попадают множество материальных  и идеальных элементов Мироздания. Ребенок играет своими пальцами, юноша, лаская  девушку, играет ее  волосами;  животное играет само с собой (гоняется за собственным хвостом), и таких примеров можно привести множество. Играющий сам может рассматриваться как игрушка для другого играющего. По существу, любой материальный предмет уже несет в себе свойство быть игрушкой, и, при наличие вполне определенных условий, это свойство реализуется. Классическое определение товара, данное К. Марксом: «Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности» превосходно подходит и к определению игрушки: «Каждая такая вещь есть совокупность многих свойств и поэтому может быть полезна различными своими сторонами». Любой товар, произведенный не как игрушки,  вне его стоимости и его потребительской стоимости уже есть игрушка, он обладает неотъемлемым свойством  играться. Производство собственно игрушек отличает высокий уровень экономической рентабельности и прибыльности, так как удовлетворяет насущную, природную заданность человека. Игрушка не обязательно  должна быть неодушевленной. Она может  и быть живой, одушевленной. Так Ф.-Р.де  Шатобриан, вспоминая  детские годы, пишет о своей сестре Люсиль: «Ее отдали в мое распоряжение как игрушку; я нимало не злоупотреблял своей властью; вместо того, чтобы помыкать ею, я сделался ее защитником».

 В качестве таковой можно рассматривать домашних животных, заводимых «просто так, для забавы». Ребенок или взрослый играет с котенком, причем никто никого и не учит как именно нужно играть, вот пример игровой  коммуникации живых существ, стоящих на разных ступенях филогенетического развития. Человек за длительное время своего совместного проживания с животными научился играть с ними и научил их совершать действия, которые могут быть признаны игровыми. Так существует целая отрасль подготовки и дрессировки животных самых разнородных систематических групп.

 В игрушке заложено свойство быть играемой в разной степени. Не всякая игрушка играется разными игроками в равной степени. Игрушка как и игра явление историческое, каждой эпохе, типу социальных отношений, характеристики макро и микро общества соответствует свой набор игрушек. Для каждой возрастной, половой, физиологической, племенной, кастовой, религиозной, этнической, профессиональной и иной градации человеческого бытия существуют особенные, свои игрушки. В понятие игрушка включено все. что может играться, следовательно, в нее входят и игрушки для всех  возрастных категорий людей. Игрушка –  образование подвижное. Различия между игрушками  довольно условные и они легко переходят через пространственные и временные границы. Через игрушку играющий активно познает неигрушечный, реальный мир. Через игрушку играющий выражает собственное отношение к миру. Игрушка может заменить реальный предмет. Игрушка выступает в ряде случаев как желательная замена неигрушечных форм бытия. Так С.И.Руденко,. описывая пережитки религиозных доисламских представлений, указывает на то обстоятельство, что у башкир имелись два типа кукол -первая для играния детьми – курсак и кукла для изгнания болезни, которая воспринималась как некое порождение духа , из тела человека в тело куклы -осоk: «Весьма интересно практиковавшееся во многих местах Башкирии и сопровождавшееся жертвоприношениями переселение болезни в человеческое изображение. При одном из таких врачеваний, которое мне пришлось наблюдать у башкир  к а р а - к и п ч а к о в, лекарь сделал из тряпок двух кукол (осоk), мужчину и женщину, и положил их в ведро». Далее  совершаются действия с домашней птицей, приносимой как жертва духу и оканчивающееся выбрасыванием ритуальных кукол, в которой теперь и расположилась вышедшая из тела больного дух болезни.

Для взрослых людей создаются свои собственные игрушки, выполняющие, в частности, игрушки с выраженной  компенсаторной  функцией: так в магазинах сексуальных принадлежностей покупатель приобретает искусственные органы и части тела или же все тело в натуральную величину, манипуляция с которыми позволяет заменить этими игрушками реального человека в половой сфере.

 Если всякий товар выступает как игрушка, то обратное неверно: не всякая игрушка обладает потребительской стоимостью «настоящей» вещи. Настоящий телефон для ребенка телефон игрушечный, и он прекрасно выполняет свою игрушечную функцию, он звонит по телефону, разговаривает с реальным или воображаемым  собеседником, или с самим собой. По игрушечному же телефону уже позвонить реальному абоненту невозможно, то есть настоящее богаче по самим свойствам , чем игрушечное.

Возникновение игрушки не обязательно напрямую связано с реальным прототипом, многие игрушки вообще не имеют своего «реального образца» в мире.  Либо игрушка создается до создания ее реального образца:  игрушечный самолет появился раньше реального самолета, либо после его создания. В большинстве случаев,  создание товара параллельно влечет рано или поздно создание его игрушечного эквивалента. Следовательно, по ассортименту игрушек можно определить экономические, политические, правовые, религиозные, этнические, гендерные, образовательные и иные характеристики общества. Не всякая игрушка играется, особенно четко это проявляется в условиях установления более тесных контактов между различными типами цивилизационных систем: Восток и Запад, Север-Юг, капитализм и социализм, моноэтничность и полиэтничность, современность и архаичность.  Через игрушку происходит формирование активного мировоззрения играющего. Так однозначно можно предположить, что игрушки, прославляющие и демонстрирующие насилие, смерть, разрушение, агрессию будут  способствовать постепенному формированию деструктивных типов поведения и реакций у детей и в будущем у взрослых . Для них это станет само собой разумеющимся как один из элементов их  жизненной программы. Через игрушку можно обучать и образовывать, поэтом производство игрушек всегда отличает  .

     Нынешние куклы Барби в условиях российской действительности уже не вписываются в традиционные игры детей, эти куклы самодостаточны и не нуждаются в каком либо дополнительном обслуживании ими со стороны детьми. У них многое имеется и это многое самого высшего качества: и наряды , и кукольная  квартира, и игрушечный  автомобиль, и друзья из кукольного мира. На данное обстоятельство указывал еще основатель отечественной педагогики К.Д. Ушинский: «В играх ребенка можно заметить еще и другую особенность: дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить  по своей фантазии; ребенку нравится именно живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игрушки его хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения».  С позиции психолога этот факт интерпретирует и Л.С. Выготский : «Интересно отметить, что игра так сильно связана с фантазией, что дети предпочитают простые и грубые игрушки дорогим и роскошным, не оставляющим никакой работы для фантазии и требующим высшей осторожности в обращении с ними». Хрупкая, дорогостоящая игрушка требует со стороны ребенка пассивного обращения с ней и не может быть материальной основой развития фантазии и воображения.

Н.М. Басина и О.А. Суслова считают, что именно игра готовит ребенка к постижению мира искусства, а «...любой предмет, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл».

  Связь между строением игрушки и ее способностью быть играемой прекрасно описана у А.С. Макаренко, видевшего в ней прежде всего инструмент развития личности.  Ребенку нужна такая игрушка, «чтобы в каждой игрушке видел определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее, берег» Макаренко выделяет следующие типы игрушек: готовые, механические, простые (автомобили, куклы), полуготовые, требующие некоторой дополнительной доработки (конструкторы, разборные модели) и игрушки-материал  (глина, песок, дерево, картон, растение, проволока, гвозди). Особенно ценно то обстоятельство, что в практической деятельности Макаренко сумел организовать не только полноценную детскую и подростковую игру, но и промышленное производство игрушек. Через игрушки и посредством игрушек игровая деятельность должна , по мнению этого видного советского педагога, перерастать в деятельность трудовую: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». И далее он отмечает, что «...между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу».

    Игрушки выполняют роль прежде всего самоидентификации подрастающего поколения и формирования его как личности. Посредством игрушки ребенок наглядно, чувственно и рационально познает мир, в котором ему предстоит бытийствовать. Игрушка отражает господствующие в данном обществе политические, идеологические, нравственные установки и идеи. Постепенно игрушка из интимной, личностной, семейной, родовой становиться все более общей, ничейной в смысле привязанности к конкретному, единичному. Игрушка интернационализируется, выполняет роль некого носителя крайне обобщенного знания об определенном явлении в мире, обо всем в мире, раздвигая и уничтожая единичное и уникальное, создавая общее. С конвейеров заводов и фабрик сходят миллионы одинаковых глянцевых кукол, монстров,  полицейских автомобилей. Игрушки - серьезнейшее средство воспитания и образования, она не только отдых, развлечение, сколько серьезное научение будущим и настоящим типам социального действия.

 Британский всемирно известный музей восковых фигур мадам Тюссо есть наглядный пример важности создания человеческих кукол, каждая из которых есть точная внешняя копия известной  политической, общественной или, в любом случае,  сколько-нибудь значимой личности. Многие из ныне живущих людей хотели бы увековечить себя еще при жизни в виде своего воскового двойника - куклы. Не в этом ли факте проявляется страстное желание быть не только одним Я в телесной форме, но и иметь несколько подобных себе материализованных Я. О. Бердслей так характеризует маски и куклы: «Маски, за которыми чьи-то лица, и маски, за которыми нет лиц,  нет ничего, кроме смеха, и даже нет смеха, только непостижимость. Почему бы не рассматривать многочисленные  памятники, статуи, скульптуры, изображающие отдельного человека или группу как долговечные куклы, призванные выполнять весьма серьезные социальные функции. Крах одной общественно-экономической системы влечет за собой и изменение в репертуаре скульптурной деятельности :одни каменные куклы безжалостно сносятся, разбиваются как символ ненавистного времени, фигуры других же  начинают устанавливать.

Сладострастие восковых кукол, ни мертвых, ни живых. Промежуточный мир подобий, знающих какую-то тайну, может быть, самую опасную из наших тайн».

 У В.Гюго мы находим прекрасные строки о высоком предназначении  игрушки для  малыша: «Кукла – одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов  у девочек.  Лелеять, наряжать, украшать, одевать, раздевать, переодевать, учить  , слегка журить, баюкать, ласкать, укачивать, воображать, что нечто есть некто, – в этом все будущее женщины. Мечтая и болтая, готовя игрушечное приданое и маленькие пеленки, нашивая платьица, лифчики и крошечные кофточки, дитя превращается в девочку, девочка – в девушку, девушка – в женщину. Первый ребенок – последняя кукла. Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей.».

Hosted by uCoz