Игровые теории

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям, основанным на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения. Деловая игра, как бы сжимая время, сближает время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе. Помимо этого, достоинством деловых игр является радикальное сокращение времени накопления опыта. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца.

Как правило, игры проводятся по периодам (циклам), которые имитируют период продолжительностью в день, неделю, квартал или год. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение недели или месяца. Как правило, игры проводятся по периодам (циклам), которые имитируют период продолжительностью в день, неделю или год.

Качество игры тем выше, чем ближе модель к изучаемому или исследуемому механизму. Наибольшей активности позволяют достичь компьютерные модели и компьютерные игровые технологии. Если деловая игра как имитационная модель действительно отражает основные закономерности изучаемых явлений, то она может с успехом применяться как в учебных, так и в исследовательских целях.

 Исследование многочисленной литературы по самым различным отраслям знания позволяет сделать заключение, что так и не удалось, по-видимому, выработать единую теорию происхождения игры, которая смогла бы объяснить все феноменологические характеристики игры. Подойти ко всем играм вообще как биологическим, так и социальным.

Теория избыточной энергии была сформулирована немецким поэтом и драматургом  Фридрихом Шиллером и британским философом Гербертом Спенсером. Игра в их понимание это своего рода клапан по выпусканию избыточной энергии, накопившейся в организме. Биологическая особь  вступает в игру вынуждено, так как просто переполнена  энергией, в том числе и мускульной, которую необходимо как-то и куда-то израсходовать, иначе в функционировании живой системы произойдут нежелательные изменения.

Лорд Кеймс, также английский философ, предложил следующее объяснение игре: игра необходима организму, чтобы отдохнуть и набрать силы после выполнения напряженной трудовой деятельности. Его теория предполагает, что после труда человеку необходим отдых, но прямой переход от труда непосредственно к отдыху  в силу определенных причин затруднен, поэтому игра выступает как некое промежуточное звено между чистой активностью и чистым расслаблением, как фактор более полезный и значимый для восстановления сил, чем просто праздность.

Швейцарский специалист Карл Гроос  предложил связывать факт игры, исходя из предположения, что игра есть средство подготовки к молодого в возрастном отношении организма к самостоятельной взрослой жизни.  Ребенок не просто играет, а целенаправленно упражняется в будущем сценарии жизни.

Гренвилл Стэнли Холлом, крупным американским психологом, предложена теория рекапитуляции – сокращенного и обобщенного повторения основных этапов развития вообще человечества, то есть игра выступает как материальный представитель биогенетического закона.

Э. Митчелл и Б. Мэйсон предложили теорию самовыражения. В игре и только в игре человек может себя выразить полностью, проявить свой собственный субъектный потенциал. Они отмечают: «Человек играет, чтобы добиваться, творить, завоевывать, приобретать, производить впечатление, получать одобрение. Поэтому, исходя из своих возможностей и способностей, он занимается теми видами деятельности, которые помогают ему достигнуть своих целей. Игра для него есть средство выражения его индивидуальности». В игре человек реализует самого себя полностью, и реализовавшись получает радость  свершения.

Нидерландский культурологи историограф Йохан Хейзинга предложил теорию происхождения культуры из игры и в игре, о формировании социального человека прежде всего как человека играющего.

Игра первоначально воспринималось как привычное и естественное явление, малозначимое, оно отожествлялось с понятиями забава, развлечение, чем то само собой разумеющимся привычным, не заслуживающим серьезного  внимания, однако в игровой деятельности много еще не полностью раскрытого познавательного потенциала.

Многие мыслители прошлого и настоящего характеризуют игру как данность человеческого бытия, то, что можно изучить в перспективе на периферии основных знаний о мире, о человеке.

Все большее число мыслителей приходят к выводу, что за завесой привычного, даже обыденного скрывается  серьезное явление, могущая влиять на всё и вся. Многие явления социальной жизни даже при беглом их обзоре обнаруживают непосредственные связи с игровой деятельностью.

Игра - явление историческое, каждому уровню материального и духовного производства  человеческой общности соответствует типичный набор игр. Игра, как родовое понятие, рассыпается на бесконечное множество видов, подвидов, вариантов. Каждая социальная группа, этническая общность, половая совокупность, возрастная градация, географическая дифференциация формирует  пёстрый спектр разноуровневых игр. В игре можно отметить состояние быть в игре к качестве самого играющего, игрока, зрителя, наблюдателя, арбитра, причем роль зрителя не менее ответственна, чем роль собственно играющего. Многие игры играются игроками собственно не для самих себя, а для зрителя, который еще платит за то, что может быть в игре лишь зрителем. Так И.Л.Арончик, исследуя спорт как явление культуры, отмечает, что теперь спорт занял такое положение, которого ранее не занимал никогда в жизни человечества. Результаты игр приравниваются к величайшим завоеваниям нации, государства и даже целой цивилизации: «Растет престиж спорта во всем мире. Так, например, проигрыш американской баскетбольной команды на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 г. многие американские болельщики сравнивали...с поражением американского флота в Пирл-Харбор». Спорт стал видом социальной деятельности, являясь не только средством, но и целью, что позволяет говорить о самоценности спорта.

Всё мироздание или во всяком случае её мыслящая часть ( высокоорганизованная материя ) пребывает в созданных им перекрещивающихся игровых мирах: контрарных, контрадикторных, субконтрарных, подчиненных. И в мире биологическом начало новой жизни есть проявление и сама игра, оплодотворение может быть рассмотрено как играние половых клеток друг с другом. Какой именно сперматозоид (спермий)  оплодотворит яйцеклетку и есть  неопределенность в условиях реальной игровой ситуации. Так собственно для человеческого существа изначально определено именно случайное слияние одного из миллионов сперматозоида с единственной яйцеклеткой.. Сумма двух гамет не равна зиготе, зигота есть нечто совершенно отличное от каждого полового элемента. Она вобрала в себя игровой результат, как условие формирования будущего индивидуума. Собственно родившись человеческое дитё, сразу создаёт, лепит, конструирует своё игровое окружение, в котором оно равно самому себе, тело равно духу, дух равен телу, мысль равна действию, действие равно мысли, часть равна целому и целое равно части.

Биологическая игра в равной степени присуща как человеку, так и любому живому органическому существу, играют, видимо, все организмы. Но игра каждой систематической группы совершенно не тождественна таковой другой систематической группе, поэтому человек под игрой животных понимал такие действия, которые сходны в существенных признаках с его собственными. Игру живого он подстраивал под свою собственную игру. Но поскольку формы деятельности животного коренным образом отличаются от человеческой, то и игры животных не могут не быть отличными от игр человека, так как они остаются в рамках биологического существования. На это важное обстоятельство указывает Д.Э.Ильенков: «Принципиальное отличие деятельности человека от деятельности животного состоит именно в том, что ни одна форма этой деятельности, ни одна способность не наследуется вместе с анатомической организацией тела.  Все формы деятельности (деятельные способности) передаются здесь только через формы предметов, созданных человеком для человека». То есть, игра как форма деятельности у человека приобретает совершенно иной характер, как производное самой социальной природы человека, как результат наличия идеального плана деятельности.

Ч.Дарвин, гениально вскрыв механизм эволюции биологической материи, прямо указывает, что борьба за существование - это есть игра, которая созидает , в конечном счете, гармонию в царстве растений, животных, микроорганизмов. Естественный отбор - это тот безошибочный арбитр, который отбирает наиболее приемлемые формы, наиболее вписаны в свою игру.

Однако этим не исчерпывается онтология игры, она не жёстко фиксирована с биологическим, она свободно выходит за его пределы, она, видимо, вообще, одна из фундаментальных принципов бытия живого и неживого. Мир есть тогда и только тогда, когда в нём перекатываются игровые шарики, выбрасывая всё новые и новые комбинации: гигантские планеты участвуют в фантастическом игровом танце, рождая ежесекундно новые позиции, вписываемые в игры Абсолюта. Стоит элементу выйти из игровой системы, как это божественная игровая машина даст сбой с самыми непредсказуемыми последствиями .

Вымирание каждого отдельного вида - есть выбывание очередного игрока из вселенской игры. Человек формирует обособленную, официально признанную, оплачиваемую инфраструктуру игры, вкладывая в неё значительные психологические, материальные, духовные средства. Он делает сферу игры более социально значимой, чем сферу трудовой деятельности, сферу науки, здравоохранения, образования, управления. Настоящая истинно онтологическая игра игроков оплачивается самыми высокими ставками. Они окружены ореолом исключительности, гениальности, божественности. Играть сегодня намного престижнее, чем трудиться. Игра подчиняет себе труд и заставляет трудиться на саму себя.

Неоднократно предпринимались попытки дать полную и всеобъемлющую дефиницию игры, т.е. выделить игру в чистом виде, «в культуре». Однако, следует признать, что эти попытки так и останутся в области теоретической, ни одной из них не может вобрать в себя всё бесконечное разнообразие типов, видов, форм. Раз даже единичный человек неисчерпаем и множествен, то, следовательно, также многобразно и бесконечно должно быть и видов его деятельности. Игра - понятие со чрезвычайно большим объёмом, сравнимым с такими понятиями материя, бытие, дух. Однако, сам подход к решению данной проблемы представляется важным не только теоретически, но и практически. От того какие существенные признаки мы внесем в понятие игра зависит во многом и будущее социального устройства  общества. Определить  игру чрезвычайно сложно, но ее легко узнать, описать. Но сложно и подчас невозможно дефинировать.

Дж. Локк в знаменитой работе «Опыт о человеческом разуме» указывает, что человек есть изначально носитель многих и многих социальных ролей, производных именно самой общественной природе его индивидуального бытия, которые хочет, или не хочет, но он обязательно, в той или иной мере успешности, исполняет в жизни. Количество ролей может  меняться, одни роли исчезать, другие появляться и в одной и той же ситуации единственный человек сразу воплощая многие роли исполняет одну или некоторые роли: «Во-первых, нет ничего, ни простой идеи, ни субстанции, ни модуса, ни отношения, ни их названия, что нельзя было бы рассматривать почти бесконечное число раз в отношении к другим  вещам. Вот почему это составляет немалую часть человеческих мыслей и слов. Например, один единственный человек может сразу находиться во всех нижеследующих отношениях и иметь гораздо большее число их, как-то: отец, брат, сын, дед, внук, тесть, зять, муж, друг, враг, поданный, генерал, судья,  защитник, клиент, профессор, европеец, англичанин, островитянин, слуга, хозяин, владелец, полководец, выше, ниже, больше, меньше, старше, моложе, современник, похож, непохож и т.д. – почти в бесконечном их числе, потому что он может находиться в стольких отношениях, сколько может быть поводов к сравнению его с другими предметами на основании какого бы то ни было согласия, несогласия или другой связи; ибо отношение,  как я сказал, есть способ сравнения или рассмотрения двух вещей вместе, и присвоение на основании этого сравнения названия одной или обеим, иногда даже самому отношению».Человек первоначально множествен, он один равен многим и многие равны одному. Игра как принцип как закон его сущностной природы заложен в нем изначально генетически. Человек не может не играть, он уже еще до рождения в биологическом понимании, обречен на играние. Игра и есть проявление в нем истинно человеческого, и чем более разнообразней и многоликой будет его игра, тем больше форм жизни он усвоит.

Hosted by uCoz