Игра на моральном поле

Впервые опубликовано в OCJ №19. Июнь 2001 г.

О невозможности игры вне морального поля.

Александр Берелехис (Берег), Орк-клуб (Уфа)


Примем совокупность ценностно-нормативных ориентаций и нормативного поведения человека до игры за «х», а то же самое, но характерное для его роли на игре — за «у», тогда, на мой взгляд, будет справедливым следующее:

 

Ценности

Нормы

Поступки

Жизнь до игры

x

x

x

Жизнь на игре

x+y

x+y

y

Жизнь после игры

x+y

x+y

x

Отметим, что если для второй строчки, будет верным, что «х» гораздо меньше «у», то для третьей, будет верным обратное утверждение, причём в гораздо большей степени.

После того как человек пройдёт через n игр, ситуация будет выглядеть следующим образом:

 

Ценности

Нормы

Поступки

Жизнь до игры

x+ny

x+ny

x

Жизнь на игре

x+(n+1)y

x+(n+1)y

y

Жизнь после игры

x+(n+1)y

x+(n+1)y

?

Мы подходим к ситуации, когда возрастает вероятность, что(n+1)у?х. Безусловно, в каждой последующей игре, заданные ролью ценности и нормы не будут соответствовать заданным в предыдущей, т.е. nу ? (n+1)у , но также верно, что при любом коэффициенте у будет верно, что х ? у. Когда человек раз за разом играет однотипные роли, т. е. уn ? у(n+1), — разница между х и у постепенно уменьшается, возникает либо двойной стандарт поведения уn ? х, либо «дивность», т.е. уn > х.

Итак, в процессе ролевой игры происходит изменение человеческой морали (обычно, исчезающе малое). Чем дольше он играет в игры, тем этот процесс заходит дальше, особенно, если он играет роли одного плана.

Можно ли рассматривать игровой поступок как моральный? Да, можно. Во-первых, потому, что в игре нельзя полностью абстрагироваться от прошлого опыта, свойственных человеку ценностей и норм — всё это так или иначе будет коррелировать с игровой мотивацией поступка. Во-вторых, совершение игрового поступка, хочет того игрок или не хочет, всё равно ложится в «копилку» его морального опыта.

Hosted by uCoz