Впервые опубликовано в OCJ №5. Апрель 1997 г.
Игра в государственной службе
Александр Берелехис (Берег), Орк-клуб (Уфа)
Основными психологическими проблемами государственной службы на сегодняшний день являются адаптация госслужащих к постоянно меняющимся условиям деятельности, а также подготовка и переподготовка кадров с максимальным использованием личностного потенциала каждого управленца. Для решения этих проблем необходимо применение активных технологий, позволяющих в короткие сроки освоить новые знания и навыки. Именно такой технологией и являются ролевые игры, моделирующие любые процессы и явления.
Однако применение ролевых игр для решения управленческих задач на сегодня требует решения ряда проблем и соблюдения некоторых условий, отражающих специфику данной области.
Во-первых, ролевая игра в системе государственной службы обычно проводится с людьми, являющимися специалистами в области проблем, стоящих перед игроками, но не обладающими игровым опытом, что зачастую может привести к сбоям механизма игры. Следовательно, основную предыгровую подготовку следует вести, концентрируя внимание не на теме данной игры, а на ее структуре и ожидаемых результатах.
Во-вторых, ролевые игры наиболее эффективны, когда проводятся на стыке проблем, что позволяет отойти от узкоспециальных интересов и решать вопрос в целом.
В-третьих, данная специфика накладывает свой отпечаток на сами ролевые игры.
Ролевая игра для госслужащих по возможности должна соответствовать следующим требованиям:
Ролевая игра может применяться как в учебных, так и в исследовательских целях. В первом случае игра является средством активизации учебного процесса, дает и закрепляет необходимые знания и навыки. В исследовательских целях игру можно использовать для изучения различных форм путей совершенствования хозяйственного механизма, для выявления устойчивых свойств групповой деятельности людей при решении организационно-управленческих задач, для сбора экспертных данных.
При применении ролевой игры часто можно столкнуться с такой проблемой: на данный момент проведение ролевой игры для решения управленческих проблем зачастую явление экзотичное. Рынок ролевых игр явно не насыщен. Найти качественную ролевую игру по той или иной проблеме бывает довольно затруднительно, а создание ролевых игр собственными силами требует квалифицированных специалистов, занимает много времени и средств. Выход, как кажется, состоит в создании базовых игротехнических структур как универсального механизма для использования в различных целях, для решения самых разных проблем.
Независимо от специфического предмета обучения (работы), игровое моделирование служит также достижению многих других целей. Оно может быть крайне эффективным для создания в группе обстановки дружелюбия и сотрудничества; увеличения степени общения участников игры; выработки у них умения решать проблемы; формирования набора метафор и метаязыка.
Игровое моделирование может доставлять участникам удовольствие от самого участия в игровом процессе, позволять им оценивать сравнительную эффективность различных решений в разных сферах, давать им представление о некоторых принципиальных моментах и возможных последствиях ряда явлений, наблюдающихся в реальных и нереальных (либо нереализованных) системах.