Игра в государственной службе

Впервые опубликовано в OCJ №5. Апрель 1997 г.

Игра в государственной службе

Александр Берелехис (Берег), Орк-клуб (Уфа)


Основными психологическими проблемами государственной службы на сегодняшний день являются адаптация госслужащих к постоянно меняющимся условиям деятельности, а также подготовка и переподготовка кадров с максимальным использованием личностного потенциала каждого управленца. Для решения этих проблем необходимо применение активных технологий, позволяющих в короткие сроки освоить новые знания и навыки. Именно такой технологией и являются ролевые игры, моделирующие любые процессы и явления.

Однако применение ролевых игр для решения управленческих задач на сегодня требует решения ряда проблем и соблюдения некоторых условий, отражающих специфику данной области.

Во-первых, ролевая игра в системе государственной службы обычно проводится с людьми, являющимися специалистами в области проблем, стоящих перед игроками, но не обладающими игровым опытом, что зачастую может привести к сбоям механизма игры. Следовательно, основную предыгровую подготовку следует вести, концентрируя внимание не на теме данной игры, а на ее структуре и ожидаемых результатах.

Во-вторых, ролевые игры наиболее эффективны, когда проводятся на стыке проблем, что позволяет отойти от узкоспециальных интересов и решать вопрос в целом.

В-третьих, данная специфика накладывает свой отпечаток на сами ролевые игры.

Ролевая игра для госслужащих по возможности должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Отражать современную проведению игры ситуацию.
  2. Демонстрировать сложный характер взаимодействия между социальными, экономическими, экологическими и другими проблемами.
  3. Демонстрировать противоречия между краткосрочными и долгосрочными интересами при принятии решений.
  4. Демонстрировать проблемы межличностного общения в процессе принятия совместных решений (несовпадение целей и задач участников общения).
  5. Модель, лежащая в основе игры, должна быть простой, прогнозируемой и понятной участникам.
  6. Игровая процедура должна быть основана на самостоятельном приобретении знаний и навыков ее участниками при минимальном участии ведущего.
  7. Игровой процесс должен быть занимателен, а его результаты — непредсказуемыми при повторном проведении игры.
  8. Игра должна быть адаптирована к проведению в группах разной численности.

Ролевая игра может применяться как в учебных, так и в исследовательских целях. В первом случае игра является средством активизации учебного процесса, дает и закрепляет необходимые знания и навыки. В исследовательских целях игру можно использовать для изучения различных форм путей совершенствования хозяйственного механизма, для выявления устойчивых свойств групповой деятельности людей при решении организационно-управленческих задач, для сбора экспертных данных.

При применении ролевой игры часто можно столкнуться с такой проблемой: на данный момент проведение ролевой игры для решения управленческих проблем зачастую явление экзотичное. Рынок ролевых игр явно не насыщен. Найти качественную ролевую игру по той или иной проблеме бывает довольно затруднительно, а создание ролевых игр собственными силами требует квалифицированных специалистов, занимает много времени и средств. Выход, как кажется, состоит в создании базовых игротехнических структур как универсального механизма для использования в различных целях, для решения самых разных проблем.

Независимо от специфического предмета обучения (работы), игровое моделирование служит также достижению многих других целей. Оно может быть крайне эффективным для создания в группе обстановки дружелюбия и сотрудничества; увеличения степени общения участников игры; выработки у них умения решать проблемы; формирования набора метафор и метаязыка.

Игровое моделирование может доставлять участникам удовольствие от самого участия в игровом процессе, позволять им оценивать сравнительную эффективность различных решений в разных сферах, давать им представление о некоторых принципиальных моментах и возможных последствиях ряда явлений, наблюдающихся в реальных и нереальных (либо нереализованных) системах.

Hosted by uCoz