Религия и игра

Религия представляет собой символическую игровую модель мира, включающий  и формирующий человеческий опыт как в эмоциональной, так и в рациональный. Отличительная особенность религиозного символа выражается в том, что он связан с миром, в корне отличающегося от мира повседневности и обыденности. религия придает осмысленный контекст, собственную модель, помогающие людям , и прежде всего религиозным понять его природу и смысл человеческого бытия, то есть помещают  негативный опыт в рамки общей картины мироздания. Верующие искренне верят, что жизнь есть испытание. посланное божествами и что только праведных. исполняющих все правила игры в верование, имеют реальную возможность попасть в более удобный. привлекательный игровой мир царства небесного. рая как вечного блаженства и человеческого счастья. И чтобы попасть на высокий уровень игры, играющий должен скрупулезно соблюдать все правила и сценарий игры. который выражается в многочисленных действиях - молитвах, постах. В религиозных символах осознается и реализуется предельность, сакральность, некий выход за предельное, встречи с чем-то иным, с другим. В религии происходит создание собственных сакральных элементов игры, каждый уровень играния предполагает длительное обучение. Религия формирует ритуал - неукоснительно соблюдаемые правила действия и поведения, причем эти правила распространяются на многие области жизни и собственно не религиозно, светской. В сакральном мире складывают свои собственная система организации, вне нее мир выступает как хаос, как область случайного и неопределенного. Опорными элементами религиозной системы выступают ритуалы и мифы, на основе которых развивается знание порядка в мироздание как генеральной совокупности всего и вся. Влияние этой игры на деятельность человека чрезвычайно велико. Несмотря на игровую природу и организацию, религия сосредоточила и продолжает наращивать гигантский интеллектуальный потенциал общества. Однако, по мере развития науки, философии позиции религии коренным образом меняются. Новые формы сознания создают свои, порой коренным образом отличающие от реальной собственной  картины мира, которые опять таки в силу их незавершенности, условности, искусственности. можно рассматривать как временные игровые. Одни модели мира сменяются другими и процесс этот, видимо, вечен и неисчерпаем, только в приближение в истинной картине есть движение самой истины, истина относительная асимптотически приближается к абсолютной, не сливаясь с ней и отличаясь от нее. Религия за тысячелетнюю историю сумела создать жесткую, фиксированную систему, которая обладает весьма значительным запасом  прочности. Даже на рубеже нового тысячелетия религиозная картина мира не утрачивает своей гносеологической и онтологической ценности. Более того, “отсутствие любых общепризнанных национальных символов, в том числе и религиозных, является свидетельством раскола общества и ведет духовной деградации ”.

С другой стороны, ”Бог выступает как метафора высшей духовной ценности и взгляда на мир, благодаря которым существует смысл жизни и смерти. Источник религии заключается в социальной способе существования человека ,религия имеет место не потому, что существует человек, думающий о мире, о себе, о природе, а потому, что человек образует человеческую общность и эта общность не есть алгебраическая сумма составляющих его индивидов, а она есть нечто совершенно качественно иное. Общество бытийствует более богатой и сложноорганизованной жизнью, чем та, которая могла бы иметь простая алгебраическая сумма  составляющих ее индивидов.

“Жизнь сама по себе весьма рискованная штука и предполагает как бы заведомое согласие на риск. Воспитание человека – это , без преувеличения, последовательное и настойчивое доведение этого факта до его сведения”. Поэтому в свете этой парадигмы наличие религиозного элемента в общества и не выступает как нечто случайное и поверхностное, нет она есть  сердце этого бессердечного мира.

Итак, религиозный институт есть своего рода обособленный четко иерархизированный игровой мир со своими правилами поведения игроков. Интересно проследить отношение этого мира к некоторым иным игровым явлениям, не относящимся прямо и непосредственно к нему. Данное отношение ярко проявлено в книге «Основы искусства святости» Епископа Варнавы. Он приводит слова Златоуста: «Много зла причиняют городам зрелища, зла великого, мы даже и не знаем, насколько великого». Под зрелищами подразумеваются публичные зрелища, танцевальные клубы, детские игры/

Hosted by uCoz