В системе FUDGE используются четыре шестигранных кубика, у каждого из
которых две стороны покрашены в зелёный цвет, другие две - в красный. Зелёная
грань понимается как +1, неокрашенная - как 0, красная - как -1. Таким образом,
общая сумма всех четырёх кубиков может быть от -4 до +4.
Когда персонажу нужно сделать что-либо важное, DM назначает для этого
действия уровень сложности (чаще всего Нормальный). Успех действия определяется
суммой Навыка персонажа и броска кубиков (броском навыка). Тут надо помнить,
что простые действия типа прогулки по склону холма бросков не требуют, и очень
сложные действия типа карабканья безо всяких приспособлений на гладкую
вертикальную стену - тоже.
Например, Снорри желает спеть серенаду прекрасной Брунгильде, чтобы та
сбросила ему с башни ключ от дверей Крепости Мидгарда. Его навык Пения
находится на уровне Посредственно. DM устанавливает Хороший уровень сложности,
так как Брунгильде поют серенады многие и у неё к этому иммунитет. Игрок Снорри
получает на кубиках -2, что даёт Ужасный (Посредственно -2) бросок навыка.
Послушав ужасные вопли Снорри, Брунгильда сбрасывает ему на голову медный котёл
с водой и гордо удаляется. Если бы Снорри поднапрягся и спел Хорошую песню
(Посредственно +2), сердце Брунгильды смягчилось бы и он получил бы не котлом,
а ключом.
Иногда случаются ситуации, когда сам факт броска даёт ненужную информацию.
Например, игрока попросили кинуть Обнаружение Ловушек и сказали, что он ничего
не заметил. Естессно, он тут же просечёт, что где-то в округе прячется гадость.
В таких ситуациях DM тайно делает бросок за игрока.
+4 на кубиках выпадает весьма редко. Если же такое случается, это
часто считают критическим успехом или необыкновенной удачей. Если даже бросок
навыка не достиг уровня сложности, считается, что у персонажа всё прекрасно
получилось. В случае с -4 всё то же самое, но наоборот.
В некоторых случаях к броску навыка могут добавляться ситуационные
модификаторы. К примеру, если бы Снорри был ранен, то из всех его бросков
вычиталась бы единица и фигу бы он чего спел. А если бы кроме навыка Пения он
использовал навык Эддического Стиха и сложил бы крутую поэму о храбрости
Брунгильды, к его броску добавилось бы +2 и он не получил бы по чайнику.
Модификаторы особенно важны при Двусторонних действиях.
Если два персонажа делают что-либо весьма противоположное, каждый из них
кидает какой-либо Навык (не обязательно один и тот же), и результаты
сравниваются.
Например, Фили хочет отнять у Кили кружку пива, а Кили желает допить пиво
до конца. Фили кидает Силу и получает Отлично, а Кили кидает Поглощение
Спиртного и получает Супер. Разница - 1 уровень в пользу Кили. Фили сумел
выдернуть у него кружку, но в ней уже осталось не более глотка.
Этот же механизм используется и в бою, когда оппоненты взаимно желают
нанести друг другу телесные повреждения.
Когда DM сомневается в чём-либо (Есть ли на рынке мифриловые топоры? Много
ли народу на улице? Захочет ли стражник остановить подозрительного воина?), он
кидает кубики так, чтобы не видели игроки, и действует в зависимости от
результата.