56

56

 

     Откуда  взялась у него  эта привычка  вечно  носить в карманах  обрывки

ниток,  связывать  разноцветные  кусочки  и  класть их  меж  страниц  вместо

закладок  или мастерить  из  этих  кусочков  при помощи  клея  разнообразные

фигурки?  Наматывая черную нитку на ручку двери, Оливейра спросил себя, а не

получает ли он извращенного удовольствия от непрочности этих нитей, и пришел

к выводу, что may be peut-etre217,  как  знать. В одном он  был  уверен: эти

обрывки, эти нитки  доставляли ему радость, и самым серьезным делом казалось

смастерить,  к  примеру,  гигантский   додекаэдр,  просвечивающий  насквозь,

заниматься  этим  сложным делом много часов  подряд, а потом поднести к нему

спичку и  смотреть, как  крошечное ниточное пламя  мечется туда-сюда,  в  то

время  как  Хекрептен  ло-ма-ет-ру-ки  и  говорит,  что  стыдно  жечь  такую

прелесть.  Трудно объяснить,  но  чем более хрупкой  и  непрочной получалась

вещь, тем с большим  удовольствием  сооружал он ее, а затем разрушал.  Нитки

представлялись Оливейре  единственным стоящим материалом для его придумок, и

только иногда он решался использовать подобранный на улице кусочек проволоки

или металлическое  кольцо. Ему нравилось, чтобы все, что он делал, имело как

можно больше свободного пространства, чтобы воздух входил и выходил, главное

--  выходил;  подобное   случалось  у  него  с  книгами,  с  женщинами  и  с

обязанностями,  но  он   и   не  претендовал  на  то,  чтобы  Хекрептен  или

кардинал-примас понимали его радости.

     Наматывать черную нитку  на  дверную ручку он  начал часа  два  спустя,

потому  что  сначала  пришлось сделать много чего  у  себя в комнате  и не в

комнате.  Идея  насчет  тазов была классической, и он не чувствовал  никакой

гордости  оттого,  что набрел на  нее, однако в темноте таз  с водой обладал

целым  рядом  довольно  коварных  защитных  качеств:  он  мог  повергнуть  в

удивление,  даже  в   ужас,  во  всяком  случае,  в  слепую  ярость,  стоило

обнаружить, что ботинок  фирмы "Фанакаль"  или "Тонса" угодил в воду и носки

намокли, пусть даже немного,  а вода все  больше и  больше заливается внутрь

ботинка,  меж тем как  ступня в  полном смятении, не знает, как  спастись от

мокрого носка,  а носок  --  от  промокшего ботинка, и мечется, как  тонущая

крыса или  те типы,  которых  ревнивые султаны швыряли  в  Босфор в  наглухо

зашитых  мешках  (нитками,  разумеется:  все,  что  нужно,  в  конце  концов

находится, довольно забавно, что  таз с  водой  и нитки нашлись в результате

размышлений, а не до того,  как он начал разворачивать доводы, но тут Орасио

допустил  предположение,   1)  что   порядок   доводов   вовсе   не   должен

соответствовать физическому времени,  со  всеми его "сначала" и "потом" и 2)

что, вполне  возможно, все  эти  доводы  неосознанно строились затем,  чтобы

привести его  от  обрывков  нитей к тазу с водой).  Словом, едва  он начинал

анализировать,  как  тотчас  же  впадал  в  тяжелые  сомнения  детерминизма;

пожалуй,  надо  забаррикадироваться тут как следует  и  не  слишком обращать

внимание  на доводы  и  на то, что кажется лучше  или  хуже. И все-таки: что

вначале -- нитки или тазы? Лучшая казнь, конечно, -- таз, но с нитками  было

решено еще раньше. Зачем зря ломать голову,  если на карту поставлена жизнь;

добыть  тазы было  гораздо важнее,  и  первые  полчаса  ушли  на  тщательное

обследование  второго  этажа   и  частично  --  нижнего,   откуда   Оливейра

возвратился с пятью тазами среднего размера, тремя плевательницами и  пустой

жестяной банкой  от  сладостей из батата, но,  главное,  конечно, были тазы.

Восемнадцатый номер, как выяснилось, не спал и во что бы то ни  стало  хотел

составить  ему  компанию;  Оливейра  з конце концов согласился,  решив,  что

отвяжется от него, как  только операции  по  обороне примут  должный размах.

Восемнадцатый  оказался чрезвычайно полезным по  части доставания ниток:  не

успел Оливейра  кратко сообщить  ему  о своих стратегических нуждах, как тот

прикрыл  свои  зеленые, недоброй красоты  глаза и сказал,  что у Шестой  все

ящики битком набиты разноцветными нитками. Единственная сложность состояла в

том, что Шестая помещалась на нижнем этаже в крыле Реморино, а если Реморино

ненароком проснется, он такое  подымет. Восемнадцатый утверждал  также,  что

Шестая  --  настоящая.  сумасшедшая  и  потому войти к ней  в  комнату будет

трудно.  Прикрывая  свои  зловеще-красивые   глаза,  он  предложил  Оливейре

покараулить  в коридоре, а сам разулся и хотел  отправиться  за нитками,  но

Оливейре показалось,  что это слишком, и он решил  взять ответственность  на

себя и сам  войти в комнату к Шестой в столь поздний  час.  Довольно забавно

было думать  про ответственность,  находясь  в  спальне у  девушки,  которая

похрапывала,  лежа  на  спине, бери-делай с ней, что хочешь; набив карманы и

забрав,  сколько  хватало  рук, мотков и ниток всех  цветов радуги, Оливейра

остановился на мгновение,  глядя  на нее, и пожал плечами так,  словно  гора

ответственности  давила  на   него  уже   гораздо  меньше.   Восемнадцатому,

поджидавшему  Оливейру  в  его   комнате  и  занятому   созерцанием   тазов,

громоздившихся  на  кровати,  показалось,  что Оливейра прихватил  маловато.

Прикрыв свои  зеленые,  не  по-доброму  красивые глаза, он заявил,  что  для

возведения  настоящей  линии  обороны   необходимо  достать   роллерманы   и

бум-пистоль.  Идея  насчет  роллерманов Оливейре понравилась, хотя  он  и не

очень точно представлял, что  это такое, а предложение насчет бум-пистоля он

отбросил сразу. Восемнадцатый открыл свои зловеще-прекрасные глаза и сказал,

что бум-пистоль -- это совсем не то, что думает доктор (он произнес "доктор"

таким тоном,  что  каждому сразу стало бы ясно:  говорит он с издевкой), но,

коли не согласен,  что  поделаешь,  он  пойдет и  попробует  раздобыть  одни

роллерманы. Оливейра отпустил его в надежде, что тот больше не вернется, ему

хотелось остаться одному. В два часа Реморино должен сменить его, а до этого

надо  еще кое-что продумать. Если  Реморино не  увидит  его  в коридоре,  он

придет за ним в комнату, а  это не годится, разве что испытать на нем  линию

обороны. Однако  от  этой  идеи пришлось  отказаться, поскольку оборона была

задумана в расчете на совершенно определенное нападение, а Реморино войдет к

нему с иными намерениями. Теперь он все больше испытывал страх (а как только

становилось  страшно,  он  поднимал  руку  и  взглядывал  на  часы,  и страх

нарастал);  он  начинал  курить, рассматривая одну  за другой оборонительные

возможности комнаты, и без десяти  два отправился самолично будить Реморино.

Он  передал ему сводку дежурства, не сводка, а одно удовольствие;  у больных

первого этажа  отмечались  незначительные колебания в  температурных листах,

одним надо было дать  снотворное,  другим преодолеть болезненные симптомы  и

справить  естественные  надобности,  --  словом,  Реморино   вынужден  будет

потрудиться над ними как следует, между тем как второй этаж, согласно той же

самой сводке,  спал  спокойным сном, и  единственное, что  было нужно  -- не

беспокоить  их  до  утра. Реморино лишь  осведомился  вяло,  освящены ли эти

назначения  высоким авторитетом доктора Овехеро, на  что  Оливейра лицемерно

ответил односложным,  подобающим  случаю  утверждением.  Вслед  за  чем  они

дружески  расстались,  и  Реморино,  зевая,  поднялся одним этажом  выше,  а

Оливейра, дрожа -- двумя. Нет, он ни в коем  случае  не  намерен прибегать к

помощи бум-пистоля, почему, собственно, и согласился на роллерманы.

     В его распоряжении было короткое затишье, потому что Восемнадцатый пока

не пришел, и ему надо было наполнить водой  тазы и плевательницы, расставить

их на первой линии обороны, чуть  позади первой  преграды из нитей (пока еще

остававшейся  в  теории, однако  уже  хорошо  продуманной),  и проиграть все

возможные  варианты  наступления,  а  в  случае падения первой линии обороны

проверить  жизнеспособность второй. Заполняя тазы, он наполнил  умывальник и

погрузил в воду  лицо и  руки, а  потом смочил шею  и волосы.  Он  все время

курил,  но  ни одной  сигареты не докуривал до половины,  подходил  к  окну,

выбрасывал  окурок и закуривал новую. Окурки  падали  на клетки классиков, и

Оливейра приноравливался так, чтобы  сверкающие глазки хоть недолго горели в

разных клеточках; это было  забавно. Время от времени  ему вдруг приходили в

голову совершенно посторонние  мысли, нелепые фразы: dona  nobis pacem218, a

того  кто непоседа,  пусть  оставят без обеда -- и  тому подобное или  вдруг

прорывались  обрывки  мыслей, что-то среднее между  понятиями  и ощущениями,

как,  например: пытаться  забаррикадироваться  тут -- глупость из глупостей,

полная чушь,  не  лучше  ли  попробовать другое,  не  лучше ли напасть, а не

обороняться,  самому штурмовать,  вместо  того чтобы  дрожать тут и курить в

ожидании момента,  когда вернется Восемнадцатый со  своими  роллерманами; но

это длилось недолго, не дольше сигареты, у него дрожали руки, и он знал, что

ничего  ему  не остается, кроме как это,  а потом  вдруг  выскакивало  новое

воспоминание,  словно надежда: кем-то сказанная фраза о том, что  часы сна и

яви пока еще не слились воедино; затем следовал смех,  и он  слышал его так,

будто  это  был  не его  смех,  но  гримаса,  которой  кривилось  его  лицо,

решительно свидетельствовала: до этого единства было слишком далеко и  ничто

из явившегося во сне не имело  никакой ценности наяву, и  наоборот. Конечно,

можно было самому напасть на Тревелера, нападение -- лучшая оборона, но  это

означало вторгнуться  в то,  что он все больше  и больше  ощущал как  черную

массу,  вторгнуться  на  территорию,  где  люди  спали,  не ожидая  никакого

нападения среди ночи, да еще по причине, для выражения которой у этой черной

массы нет  даже  слов. Оливейра ощущал это, но ему не хотелось выражать свое

ощущение  словами черной массы,  это ощущение само было как черная масса, но

было  таким  по его  вине, а не  по  вине  той  территории, где спал  сейчас

Тревелер; а потому лучше было не употреблять негативных понятий вроде черной

массы, а назвать  это просто территорией, коль  скоро  все  равно приходится

излагать  свои  ощущения  в словах.  Итак,  территория  начиналась  как  раз

напротив его комнаты, и нападать на территорию не рекомендовалось, поскольку

причины  нападения  частью  этой территории  не  могли  быть поняты  и  даже

уловлены  интуитивно.  Если же  он  забаррикадируется  в  своей  комнате,  а

Тревелер нападет  на  него,  никто  не сможет утверждать, будто  Тревелер не

ведает, что творит, а объект нападения, напротив, будет в своих  правах, ибо

он, как положено, прибегнет к мерам предосторожности и к роллерманам, чем бы

они ни оказались на деле, эти последние.

     А пока можно было постоять у окна и покурить, изучая диспозицию тазов с

водой  и натянутых  нитей, а заодно размышляя  над единством, подвергающимся

такому испытанию в этом конфликте с территорией, что начиналась сразу за его

комнатой. Видно, всегда ему суждено испытывать страдания от того, что  он не

сумел найти определения для  этого единства, которое иногда называл центром,

и за неимением более точных  очертаний  для его  описания  использовал такие

образы, как черный крик, как сообщество  желаний (до чего далеко оно теперь,

это сообщество  того рассветного  утра, залитого  красным  вином) и даже как

жизнь,  достойная  этого  названия,  поскольку   (тут  он  бросил  сигарету,

прицелившись в пятую клетку)  она складывалась достаточно несчастливо, чтобы

можно было  представить  себе  возможность достойной жизни после  того,  как

столько разного рода недостойных поступков последовательно  совершались один

за другим. Ничто  из этого не облекалось в  мысль, а просто ощущалось в виде

спазмы в желудке, -- территория слишком глубокого  или прерывистого дыхания,

территория  потеющих  ладоней  -- и  того,  как  он  закуривал  сигарету  за

сигаретой,  как вдруг начинало  колоть  в  животе,  безумно хотелось пить, и

немой  крик   подступал   к   горлу   черной  массой    этой  игре  всегда

присутствовала какая-нибудь черная масса), как хотелось спать, и как страшно

было  заснуть,  и не  унималось беспокойство, то  и дело вспоминался голубь,

когда-то, верно, белый, и разноцветное тряпье в глубине того, что, возможно,

было переходом, и Сириус вверху, над цирковым куполом, ну и хватит, че, ради

бога,  хватит;  и  все-таки хорошо было чувствовать себя тут, и  только тут,

несчитанно долго,  не думая  ни  о чем,  а просто  быть тем  существом,  что

находилось тут и желудок которого словно схватило клещами. И это существо --

против территории, явь против сна.  Но  сказать: явь против  сна -- означало

снова включиться  в диалектику и еще  раз утвердиться в том, что нет никакой

надежды  на  единство.  И потому  появление  Восемнадцатого  с  роллерманами

послужило великолепным  предлогом, чтобы возобновить подготовку  к  обороне,

что случилось почти точно в двадцать минут четвертого.

     Восемнадцатый прикрыл свои недобро-прекрасные  зеленые глаза и развязал

полотенце, в котором принес роллерманы.  Он  сказал, что успел наведаться  к

Реморино: у Реморино по горло дел с Тридцать первой, Седьмым и  Сорок пятой,

и  ему некогда будет даже подумать  о  том, чтобы подняться  на второй этаж.

Похоже,  больные  возмущены  и  изо  всех сил сопротивляются терапевтическим

нововведениям,  с  которыми  пришел  к  ним Реморино,  так  что  потребуется

довольно много времени, чтобы всучить  назначенные им таблетки и вколоть все

прописанные уколы. Как бы то ни было, Оливейра решил,  что не следует терять

больше  времени,  и,  велев  Восемнадцатому  размещать  роллерманы  как  ему

заблагорассудится, сам взялся проверять тазы с водой, для чего ему  пришлось

выйти в коридор,  перебарывая  страх,  потому  что  страшно было выходить из

комнаты  в  фиолетовый полумрак,  а потом он  с закрытыми глазами вернулся в

комнату, воображая  себя Тревелером, и ступал по полу, чуть развернув  носки

кнаружи, как  ступал Тревелер. На  втором  шаге, при том,  что он  все знал,

Оливейра все-таки встал левым ботинком  в плевательницу  с  водой и, вынимая

ногу,  подбросил  плевательницу  вверх,  которая, к счастью,  шлепнулась  на

постель и  не наделала шуму. Восемнадцатый, который в это  время  ползал под

столом,  рассыпая  роллерманы, вскочил на  ноги  и,  прикрыв  свои  зеленые,

недоброй красоты глаза, посоветовал рассеять роллерманы между двумя  линиями

тазов:  пусть поскользнется на  доброе  здоровье  и  будет ему сюрпризец  из

холодной воды. Оливейра  ничего не сказал, но  позволил ему это  сделать  и,

когда  плевательница  с  водой  была  поставлена  на  свое  место,  принялся

наматывать  черную  нитку  на  ручку  двери.  Потом  протянул  эту  нитку  к

письменному столу и привязал ее к спинке стула; стул, поставив на две ножки,

наклонил   и  прислонил   к   столу;   если  дверь  открывали,  стул  падал.

Восемнадцатый  вышел в  коридор прорепетировать, а Оливейра поддержал  стул,

чтобы  он  не  загрохотал.  Ему  уже  начинало  надоедать  дружеское участие

Восемнадцатого, который  то и дело прикрывал  свои недоброй  красоты глаза и

все  хотел рассказать,  как  он  попал  в  клинику.  Правда,  довольно  было

приложить палец к губам, как он пристыжено замолкал и застывал минут на пять

у стены, но все равно Оливейра подарил ему непочатую пачку сигарет и сказал,

чтобы он отправлялся спать да не попадался на глаза Реморино.

     -- Я останусь с вами, доктор, -- сказал Восемнадцатый.

     -- Нет, ступай. Я постараюсь обороняться как можно лучше.

     --  Вам  не  хватает  бум-пистоля,  я  уже  говорил.  Набейте  побольше

гвоздиков, нитки лучше всего привязывать к гвоздикам.

     -- Так  и сделаю, старик, -- сказал Оливейра.  -- Иди спи, спасибо тебе

большое.

     -- Ладно, доктор, а вам желаю, чтоб все получилось как надо.

     -- Чао, спокойной ночи.

     -- Обратите  внимание на роллерманы, они  не подведут. Пусть лежат, как

лежат, увидите, что будет.

     -- Хорошо.

     --  А   если   все-таки   захотите  бум-пистоль,   только  скажите,   у

Шестнадцатого есть.

     -- Спасибо. Чао.

     В половине четвертого Оливейра закончил натягивать нитки. Восемнадцатый

унес  с собой  все  слова  или, во  всяком случае, эту  затею --  то и  дело

взглядывать друг на  друга или тянуться  за  сигаретой. Странно было почти в

темноте  (потому  что настольную лампу он накрыл  зеленым пуловером, который

потихоньку оплавлялся на огне) ходить, точно паук, из конца в конец с нитями

в руках, от  кровати к двери, от  умывальника к  шкафу, зараз натягивая пять

или шесть нитей и изо всех  сил стараясь не наступить на роллерманы. В конце

концов он оказался загнанным в угол  между окном, письменным столом (стоящим

справа,  у скошенной стены)  и  кроватью,  придвинутой  к левой стене. Между

дверью и последней линией обороны тянулись сигнальные нити (от дверной ручки

-- к стулу у письменного стола, от дверной  ручки -- к пепельнице с рекламой

вермута "Мартини", поставленной на край умывальника, и от дверной ручки -- к

ящику  комода,  забитого книгами и  бумагами и выдвинутого почти до отказа);

тазы с водой  образовывали два  неровных защитных ряда, которые шли от левой

стены к правой, другими словами, первый ряд тянулся от умывальника к комоду,

а второй -- от ножек кровати к ножкам письменного стола. Свободным оставался

только небольшой,  не больше метра, промежуток в  последнем ряду  тазов, над

которым  были натянуты многочисленные нити, и стена с открытым окном во двор

(лежавший двумя  этажами ниже).  Сидя  на краю  письменного стола,  Оливейра

закурил новую сигарету и стал смотреть в окно; потом снял рубашку и сунул ее

под стол. Теперь уже не попьешь, хоть жажда и мучила. Так он и сидел в одной

майке, курил  и  смотрел  во двор, ни на  миг не забывая о двери, даже когда

забавы  ради  целился окурком в  клеточки классиков. И не так уж плохо было,

хотя  край стола, на котором он сидел, был каменно твердым и  от пуловера на

лампе противно пахло паленым. В конце концов  он погасил лампу и увидел, как

стала вырисовываться фиолетовая полоска под дверью, а значит, когда Тревелер

подойдет к  двери, его резиновые тапочки перережут фиолетовую полоску в двух

местах, другими словами, он, сам того не желая, даст сигнал о  начале атаки.

Едва Тревелер откроет дверь, должны произойти  различные вещи, а может быть,

и еще много  других. Первые --  механические и роковые --  произойдут в силу

глупой зависимости действия от причины; стул зависит от нитки, дверная ручка

-- от руки, рука -- от воли, воля -- от... Затем следуют вещи, которые могут

случиться, а могут и не случиться, в зависимости от того, как падение стула,

разлетевшаяся в осколки пепельница, грохот  комодного  ящика  -- как все это

подействует на Тревелера, да и на самого Оливеиру, потому что теперь -- и он

прикурил новую сигарету от окурка, а окурок швырнул вниз, целясь  в  девятую

клетку, но  окурок упал в восьмую и отскочил в седьмую, дерьмовый окурок, --

теперь, должно быть, пришел  момент задать себе вопрос: что он будет делать,

когда откроется дверь  и полкомнаты полетит  к чертовой  матери, а  Тревелер

глухо вскрикнет,  если только  он вскрикнет и если вскрикнет глухо. Пожалуй,

он сделал  глупость,  отказавшись  от  бум-пистоля, потому что, кроме лампы,

совсем легонькой, и стула в углу у окна, не было никакого оружия для защиты,

а с одной только лампой и стулом далеко не уедешь, если Тревелер прорвет две

оборонительные  линии  из  тазов и  благополучно не  наступит на роллерманы.

Однако едва ли ему это  удастся;  вся стратегия  строилась  именно  на этом:

оружие обороны  не могло быть в точности таким же, как и оружие нападения. К

примеру,  нитки должны  ужасно подействовать на Тревелера,  когда он будет в

потемках   продвигаться   вперед,  чувствуя,   как   все  возрастает  слабое

сопротивление лицу, рукам и  ногам, а в нем  самом зарождается непреодолимое

отвращение,  какое  испытывает человек,  попав  в паутину. Даже если  в  два

прыжка  он оборвет все нити,  даже если не попадет ногой в  таз с водою и не

наступит на роллерманы,  то,  оказавшись  у  окна, он и  в  полутьме  узнает

фигуру,  неподвижно сидящую на краю стола. Мало вероятно,  что он  доберется

сюда,  но, если все-таки доберется, у Оливейры, без сомнения, совершенно  не

будет надобности в бум-пистоле, и не  потому, что Восемнадцатый сказал ему о

гвоздиках,  а  потому,   что  встреча  будет  не  такой,  какой,   возможно,

представляет ее Тревелер,  но совершенно  иной,  какой и он сам  не способен

вообразить,  однако  знает так  же  хорошо,  как если  бы  он это видел  или

пережил:  черная  масса катит извне,  он  это  знает,  не зная, и  вот  она,

невычисленная невстреча между черной массой  --  Тревелер и тем,  что  сидит

сейчас на  краю стола и курит. Как бы явь против сна (часы сна и яви, сказал

кто-то однажды, пока еще не слились воедино), но говорить: явь против сна --

означало  окончательно  согласиться  с  тем,  что  нет  никакой  надежды  на

единство.  А могло случиться,  что, наоборот,  приход Тревелера стал  как бы

крайней точкой, из которой можно было еще раз попытаться совершить прыжок от

одного к другому  и одновременно от  другого к этому, первому,  прыжок  этот

вовсе не был бы столкновением, Оливейра был убежден, что территория-Тревелер

не могла достичь его, даже если бы на него навалились, били бы его и сорвали

с него  майку, если бы  плевали ему в глаза и  в рот,  выламывали бы руки, а

потом выбросили в окно.  А поскольку  бум-пистоль  ничего не  значил  против

территории,  так как, если  верить  Восемнадцатому, представлял собой что-то

вроде  рожка  для  обуви,  то чего  стоили нож-Тревелер  или кулак-Тревелер;

несчастный бум-пистоль,  не  в силах он  сократить несокращаемое  расстояние

между двумя телами в момент, когда одно тело решительно  отвергает другое, а

то,  другое, отвергает это, первое. А вдруг Тревелер  и на  самом деле может

убить его (ведь почему-то сохло у  него  во  рту и противно потели  ладони),

однако все в нем восставало  против этого предположения, в конце концов,  не

убийца же тот. Но  даже  если и так, лучше думать, что убийца -- не убийца и

что территория -- не территория, лучше преуменьшить, принизить и недооценить

территорию,   чтобы  результатом  всей  этой  свистопляски  была  бы  только

вдребезги  разлетевшаяся пепельница и иные мелкие неприятности. Если во  что

бы  то  ни  стало  (борясь  со  страхом)  стоять   на  этом,  во  враждебном

столкновении  с территорией  оборона оказывалась  лучшим нападением и  самый

страшный удар наносился не острым лезвием, а слабой нитью. Однако к чему все

эти метафоры в глухую  ночную пору, когда единственно  разумным было нелепое

безотрывное наблюдение за фиолетовой полоской под дверью, этой температурной

шкалой территории.

     Без  десяти  четыре Оливейра выпрямился,  подвигал затекшими плечами  и

пересел на подоконник. Приятно  было  думать,  что если  ему  повезет  и  он

сегодня  ночью  сойдет  с ума, то  территорию-Тревелер можно  будет  считать

полностью  ликвидированной. Это  решение  никак  не  согласовывалось  с  его

гордыней  и  его  намерением  противиться  любой форме сдачи. И все-таки  --

только представить себе, как Феррагуто  вносит его имя  в список  пациентов,

как вешает  на дверь номер  и вставляет глазок, чтобы подглядывать за ним по

ночам... И  Талита станет приготовлять ему облатки  в аптеке и  ходить через

двор  с величайшей осторожностью,  чтобы не наступить  на клетки  классиков,

чтобы  никогда больше  не  наступать на  классики. А  что говорить  о  Ману,

бедняга, он  будет  в полном  отчаянии от собственной неловкости,  от  своей

дурацкой затеи. Сидя на подоконнике спиной  к  улице  и опасно раскачиваясь,

Оливейра почувствовал, что  страх  проходит и  что это  плохо. Он не отрывал

глаз от фиолетовой  полоски,  и с  каждым вздохом в него  входило  радостное

успокоение:  наконец-то без слов, безо всего, что хоть как-то было связано с

территорией, и радость состояла именно в этом -- чувствовать, как территория

отступает. Не важно, как долго это будет  длиться, с каждым  вздохом  жаркий

воздух  мира примирялся с ним, как уже не раз бывало в его жизни. И не  надо

было курить, на  несколько минут  он заключал мир даже  с самим собой, а это

было все равно, что упразднить территорию,  или выиграть битву без боя, или,

проснувшись  среди ночи, снова захотеть спать, все  равно что оказаться там,

где смешивались первые воды яви и сна и делалось ясно, что нет больше разных

вод;  и  что  было плохо,  разумеется, все  это  непременно будет  нарушено:

внезапно  два  черных отрезка перекроют фиолетовую полоску  света  и в дверь

нудно поскребутся. "Ты этого  хотел, -- подумал Оливейра  и  соскользнул  на

пол, к  столу.  -- Останься я  там еще миг -- и я бы упал  головой прямо  на

классики. Ну  входи же скорее, Ману, ты же не существуешь,  или не существую

я, или оба мы с тобой такие дураки, что верим во все это и сейчас убьем друг

друга, брат, на этот раз окончательно, хлоп -- и конец котенку".

     --  Ну  входи  же,  --  повторил  он  вслух,  но  дверь  не  открылась.

По-прежнему  тихонько  скреблись, и, наверное по  чистому совпадению,  внизу

кто-то стоял у фонтана -- женщина, она стояла к нему спиной, длинные волосы,

бессильно упавшие руки, а сама поглощена созерцанием водяной струйки. Ночью,

да еще в темноте, она  вполне могла  оказаться Магой, или Талитой, или любой

из здешних сумасшедших  и даже Полой, если  взяться настойчиво думать о ней.

Никто не мешал ему смотреть на женщину, стоявшую к нему спиной, даже если бы

Тревелер решил войти в  этот миг: оборонное  сооружение  сработало бы само и

хватило времени  оторвать взгляд  от окна и встретиться с Тревелером лицом к

лицу. И  все-таки странно, что Тревелер  продолжал  скрестись в  дверь,  как

будто проверял, спит он или не спит  (нет, это не Пола, у Полы шея покороче,

а  бедра  заметнее), если  только он  тоже  не  соорудил какой-нибудь особой

системы нападения (это может быть  только  Мага или Талита,  они так похожи,

особенно ночью, да еще со  второго этажа), имеющей целью вывести-его-из-себя

(во всяком случае, с часу ночи до восьми утра, едва ли сейчас больше восьми,

нет,  никогда ему  не добраться  до  Неба и  не увидеть вовек его сообщества

желаний). "Чего ты ждешь, Ману, -- подумал Оливейра. -- К чему нам все это".

Ну  конечно,  это  Талита,  теперь  она  смотрела  вверх  и  вновь   замерла

неподвижно, когда он высунул голую руку в окно и устало помахал ей.

     -- Подойди  поближе, Мага, -- сказал Оливейра. -- Отсюда ты так похожа,

что имя вполне можно заменить.

     -- Закрой окно, Орасио, -- попросила Талита.

     -- Никак нельзя, жара страшная, а твой муж царапается  в дверь так, что

страх берет. Как говорится, стечение неблагоприятных обстоятельств.  А ты не

беспокойся, найди камешек и поупражняйся, как знать, может, когда-нибудь...

     Ящик, пепельница и стул одновременно обрушились на пол.  Чуть сжавшись,

ослепленный  Оливейра смотрел  на  фиолетовый  прямоугольник, оказавшийся на

месте двери, на черное  шевелящееся пятно и слушал проклятия Тревелера. Шум,

должно быть, разбудил полсвета.

     -- Беда с тобой, -- сказал Тревелер, остановившись в дверях. -- Ты что,

хочешь, чтобы Дир выкинул нас отсюда?

     --  Наставляет на  путь  истинный, -- сообщил  Оливейра  Талите. --  Он

всегда мне был отцом родным.

     -- Закрой окно, пожалуйста, -- сказала Талита.

     --  Открытое окно  мне нужно позарез,  --  сказал Оливейра. -- Послушай

своего мужа, видно, попал ногой в воду. Убежден: лицо у него опутано нитками

и он не знает, что делать.

     --  Мать  твою...  --  говорил Тревелер, размахивая в темноте  руками и

стараясь освободиться от ниток. -- Зажги свет, черт тебя подери.

     -- Пока еще не упал, -- сообщил Оливейра. -- Роллерманы подводят.

     -- Не высовывайся,  -- закричала Талита, вскидывая руки кверху. Сидя на

подоконнике  спиной к  ней,  Оливейра поворачивал голову,  чтобы видеть ее и

разговаривать  с ней,  и каждый  раз  наклонялся  все больше и  больше. Кука

Феррагуто выбежала  во  двор, и только тут Оливейра увидел, что уже не ночь:

халат на Куке был того же цвета, что и камни во дворе, что и стены у аптеки.

Поняв,  что пора обратиться к фронту военных Действий, Оливейра вгляделся  в

темноту  и  догадался, что, несмотря на все трудности  наступления, Тревелер

все  же решил  запереть  дверь.  Он  слышал,  как  среди проклятий  лязгнула

щеколда.

     --  Вот это -- по мне, че,  -- сказал  Оливейра. -- Одни  на ринге, как

мужчина с мужчиной.

     -- Наклал  я на тебя, -- сказал разъяренный  Тревелер.  -- В тапке вода

хлюпает,  ничего нет на свете противнее. Зажги  свет хотя  бы,  ни  черта не

видно.

     -- В  битве на Канча-Раяда все  случилось, наверное, так же неожиданно,

-- сказал Оливейра. -- И запомни: я не собираюсь уступать  преимуществ своей

позиции. Скажи спасибо, что я с  тобой разговариваю, а  не должен бы. Я тоже

ходил обучался стрельбе, братец.

     Он услыхал, как тяжело дышит Тревелер. В доме хлопали двери,  доносился

голос  Феррагуто,  кто-то  спрашивал,  что-то   отвечали.  Силуэт  Тревелера

становился все более четким; все вещи до одной стали на свои места  --  пять

тазов,  три  плевательницы,  десятки роллерманов. И можно было  почти как  в

зеркало смотреться в этот фиолетовый свет, так похожий на голубя в ладонях у

сумасшедшего.

     --  Ну,  вот, --  сказал Тревелер, поднимая  упавший стул  и без  охоты

усаживаясь на него. -- Может, объяснишь мне все-таки, что за бардак.

     -- Довольно трудно объяснить, че. Разговаривать, сам знаешь...

     -- Ты чего только не придумаешь, лишь бы поговорить, -- сказал Тревелер

в  ярости.  --  Если тебе не удается для этого усадить нас обоих  верхом  на

доску  при сорока пяти  градусах  в  тени, то  суешь меня  в таз  с  водой и

опутываешь мерзкими нитками.

     -- Однако наше положение всегда симметрично, -- сказал Оливейра. -- Как

два близнеца на качелях или будто перед зеркалом. Заметил, Doppelganger?

     Не  отвечая,  Тревелер достал из  кармана пижамы  сигарету  и  закурил.

Оливейра достал свою и тоже закурил почти одновременно с ним. Они  поглядели

друг на друга и рассмеялись.

     -- Совершенно чокнутый, -- сказал Тревелер. -- Ты -- чокнутый, и думать

нечего. Надо же вообразить, будто я...

     --  Оставь в покое  слово  "воображение", -- сказал Оливейра. -- Просто

обрати  внимание,  что  я  принял  меры  предосторожности, а  ты пришел.  Не

кто-нибудь. А ты. В четыре часа утра.

     -- Талита  сказала мне, я  подумал, что...  А  ты  что  и правда решил,

будто...?

     -- А может, без этого не обойтись, Ману. Тебе  кажется, будто ты встал,

чтобы пойти успокоить меня, поддержать.  Если  бы я спал, ты  вошел бы  безо

всякого, как любой может подойти к зеркалу просто так, разумеется, подходишь

спокойненько  к  зеркалу  с  булавкой в  руке и  втыкаешь ее, только  вместо

булавки ты бы держал в руке то, что носишь вон там, в кармане пижамы.

     --  Я  ношу его всегда, че,  --  сказал Тревелер возмущенно. -- Что  за

детский сад. А ты ходишь невооруженный потому, что не соображаешь,

     --  Так  вот,  --  сказал  Оливейра,  снова  садясь  на  подоконник   и

приветственно махнув рукой Талите и  Куке, -- все, что я думаю на этот счет,

очень мало значит в сравнении с тем, что должно быть на самом деле, нравится

нам это или не нравится. Вот уже некоторое время мы с тобой как тот пес, что

крутится на  месте, пытаясь укусить себя за  хвост.  Нельзя  сказать, что мы

ненавидим друг друга, наоборот. Просто нас с тобой использовали в игре, мы с

тобой вроде белой пешки и черной пешки. Как,  скажем, в  игре: одна  из двух

сторон непременно должна одержать верх.

     --  Я  не испытываю  к тебе ненависти, -- сказал Тревелер. -- Просто ты

загнал меня в угол и я не знаю, что делать.

     -- Mutatis mutandis219: ты встретил меня в  порту вроде как перемирием,

белым флагом, этим печальным призывом  забыть все. Я  тоже не  питаю  к тебе

ненависти,  брат, но  я  говорю тебе  правду  в глаза,  а  ты  называешь это

загонять в угол.

     --  Я  жив, --  сказал  Тревелер,  глядя ему в  глаза. -- А  за то, что

живешь, я полагаю, надо расплачиваться. А ты платить не хочешь. И никогда не

хотел. Эдакий катар-экзистенциалист в чистом виде. Или Цезарь, или  никто --

у  тебя радикальный подход к делу. Думаешь, я по-своему не восхищаюсь тобой?

Думаешь, твое  самоубийство, случись такое, не вызвало бы у меня восхищения?

Подлинный  Doppelganger  --  ты,  потому что  ты, похоже,  бесплотен, ты  --

сгусток воли, принявший  вид  флюгера, что там, наверху. Хочу  это, хочу то,

хочу север, хочу юг --  и все сразу, хочу Магу, хочу Талиту, и вот -- сеньор

на  минуточку заходит  в морг и там целует жену  лучшего своего друга. А все

потому,  что  у  него  смешалась  реальность  и воспоминания  совершенно  не

по-эвклидовски.

     Оливейра пожал плечами, но при этом посмотрел  на Тревелера,  чтобы тот

понял: этот жест не означает презрения. Как передать, как объяснить ему: то,

что  на  территории  напротив  называется  поцелуем,  что  у них  называется

поцеловать  Талиту,  поцеловать Магу или Полу,  -- это еще одна игра образов

вроде той, какую он ведет сейчас,  оборачиваясь  в окне, чтобы посмотреть на

Магу, застывшую у черты классиков, в то время как Кука, Реморино и Феррагуто

сгрудились у  двери и, как видно,  ждут,  когда наконец Тревелер покажется в

окне и объявит им, что все  в порядке, спасибо таблетке намбу-тала, а может,

и смирительной рубашечке, но  ненадолго,  всего  на  несколько  часов,  пока

парень  не выйдет  из  своего  заскока. Стук в  дверь не  облегчил взаимного

понимания. Если бы Ману сообразил:  то,  о чем он  думает, не имеет никакого

смысла тут, у окна, а ценно только там, где  тазы с водой и роллерманы, -- и

если бы хоть  на минуту перестали колотить  в дверь обоими  кулаками, тогда,

может быть... Но не было сил оторвать глаз от Маги,  такой красивой, там,  у

черты классиков,  и хотелось  только одного: чтобы она подбивала камешек  из

одной клетки в другую, от Земли к Небу.

     -- ...совершенно не по-эвклидовски.

     --  Я  ждал  тебя  все это  время, -- сказал  Оливейра  устало. --  Сам

понимаешь, я не мог дать себя прирезать за здорово живешь. Каждый сам знает,

как  ему поступать, Ману.  А  если ты  хочешь  объяснений насчет  того,  что

произошло внизу...  скажу  одно: это совершенно  не  то,  ты  сам  прекрасно

знаешь. Ты знаешь это,  Doppelganger. Для тебя  этот  поцелуй  ровным счетом

ничего не значит и для нее тоже. В конце концов, все дело в вас самих.

     -- Откройте! Откройте сейчас же!

     --  Забеспокоились всерьез, -- сказал Тревелер, поднимаясь. -- Откроем?

Это, наверное, Овехеро.

     -- Что до меня...

     --  Он  собирается  сделать  тебе укол, видно, Талита  переполошила всю

психушку.

     -- Беда с этими женщинами, -- сказал Оливейра. -- Видишь, вон там стоит

около классиков такая скромница из скромниц... Нет, лучше не открывай, Ману,

нам и вдвоем хорошо.

     Тревелер подошел  к двери и  прижался ртом к  замочной  скважине. Стадо

кретинов,  отвяжитесь вы, в самом деле, перестаньте орать, это вам не  фильм

ужасов. Они  с Оливейрой  в большом порядке  и откроют,  когда нужно  будет.

Лучше бы приготовили кофе на всех, житья нет в этой клинике.

     Было отчетливо слышно, что Феррагуто не удовлетворился этим сообщением,

однако  голос Овехеро перерокотал его мудро и настойчиво, и дверь оставили в

покое. Единственным  признаком  неунявшегося  беспокойства были  стоявшие во

дворе  люди и свет на  третьем этаже, который все время то зажигался, то гас

-- такой обычай  развлекаться завел себе Сорок третий.  Через минуту во двор

снова  вышли  Овехеро  с  Феррагуто  и  снизу посмотрели на сидящего  в окне

Оливейру, который махнул им рукой, мол, приветствую и извиняюсь за то, что в

одной майке. Восемнадцатый подошел к Овехеро  и  объяснил ему  что-то насчет

бум-пистоля, после чего Овехеро, похоже, стал смотреть на Оливейру с гораздо

большим  интересом и профессиональным вниманием,  словно это не его соперник

по покеру, что Оливейру позабавило.  На первом этаже были раскрыты почти все

окна,   и   несколько   больных  принимали  чрезвычайно   живое   участие  в

происходящем,  хотя ничего особенного не  происходило.  Мага  подняла правую

руку, стараясь привлечь  внимание  Оливейры,  как  будто  это было нужно,  и

попросила позвать к  окну  Тревелера. Оливейра четко и ясно объяснил, что ее

просьба невыполнима, поскольку все пространство  около окна -- зона обороны,

но, возможно,  удастся заключить  перемирие. И Добавил,  что воздетая кверху

рука напоминает ему актрис  прошлого  и в первую  очередь -- оперных  певиц,

таких,  как Эмми Дестин, Мельба, Маржори  Лоуренс, Муцио,  Бори, да, а также

Теду Бара и Ниту Нальди,  --  он с удовольствием сыпал в нее именами, Талита

опустила руку, а потом снова подняла ее, умоляя, -- Элеонору  Дузе, конечно,

Вильму Банки,  ну  и,  разумеется, Гарбо,  само  собой, по фотографии,  Сару

Бернар -- ее фото было приклеено у него  в школьной тетради, -- и Карсавину,

и  Баронову,  --  все  женщины  непременно  воздевают руку  кверху,  как  бы

увековечивая  власть  судьбы,  однако  ее  любезную  просьбу,  к  сожалению,

выполнить невозможно.

     Феррагуто с Кукой громко чего-то требовали, и,  судя по всему, разного,

но  тут Овехеро, слушавший с сонным лицом, сделал  им знак  замолчать, чтобы

Талита смогла  поговорить  с  Оливейрой.  Но  хлопоты  оказались напрасными,

потому  что Оливейра,  в седьмой раз выслушав просьбу Маги, повернулся к ним

спиной и заговорил  (хотя те, внизу, и не могли слышать диалога) с невидимым

Тревелером:

     -- Представляешь, они хотят, чтобы ты выглянул.

     -- Может, выглянуть на секунду, не больше. Я могу пролезть под нитками.

     -- Какая чушь, -- сказал Оливейра. -- Это последняя линия обороны, если

ты ее прорвешь, мы встретимся в инфайтинге.

     --  Ладно, -- сказал Тревелер, садясь на  стул. --  Продолжай  городить

пустые слова.

     -- Они не пустые, -- сказал Оливейра.  -- Если ты  хочешь подойти сюда,

тебе не надо просить у меня позволения. По-моему, ясно.

     --  Ты мне  клянешься,  что  не бросишься вниз?  Оливейра посмотрел  на

Тревелера так, словно перед ним была гигантская панда.

     -- Ну вот, -- сказал он. -- Раскрыл свои карты. И Мага  внизу думает то

же самое. А я-то считал, что вы меня чуть-чуть знаете.

     -- Это  не Мага, -- сказал Тревелер. -- Ты прекрасно знаешь, что это не

Мага.

     -- Это не Мага, -- сказал Оливейра.  -- Я прекрасно  знаю,  что  это не

Мага. И что ты -- знаменосец, поборник капитуляции и возвращения к домашнему

очагу и к порядку. Мне становится жаль тебя, старик.

     -- Забудь про меня, -- сказал Тревелер с горечью. -- Я хочу одного: дай

мне слово, что не натворишь глупостей.

     -- Обрати  внимание: если я брошусь,  -- сказал  Оливейра, -- то  упаду

прямо на Небо.

     -- Отойди-ка Орасио, в сторонку и дай мне поговорить с Овехеро. Я сумею

все так устроить, что завтра никто об этом и не вспомнит.

     --   Не  зря  читал  учебник  психиатрии,  --  сказал   Оливейра  почти

восхищенно. -- Смотрите, какая память.

     --  Послушай,  --  сказал Тревелер.  -- Если ты не дашь мне выглянуть в

окно, я вынужден буду открыть им дверь, а это хуже.

     --  Мне все равно, пусть  входят,  войти -- это одно, а подойти сюда --

совсем другое.

     -- Хочешь сказать, если тебя попробуют схватить -- выбросишься?

     -- Возможно, там, на твоей стороне, это означает именно такое.

     -- Послушай, -- сказал Тревелер, делая шаг вперед. -- Тебе  не кажется,

что это просто кошмар какой-то? Они подумают, что ты и вправду сумасшедший и

что я на самом деле хотел убить тебя.

     Оливейра откинулся немного назад, и Тревелер остановился у второго ряда

тазов. И только пнул пару роллерманов, но вперед идти не пытался.

     Под тревожные  вопли  Куки  и Талиты  Оливейра  медленно  выпрямился  и

успокаивающе махнул  им рукой. Словно  признавая  себя побежденным, Тревелер

подвинул немного стул и сел. Снова заколотили в дверь, но на этот раз не так

громко.

     --  Не  ломай  больше  голову,  --  сказал Оливейра.  --  Зачем  искать

объяснений,  старик?  Единственная кардинальная  разница  между нами в  этот

момент состоит в том,  что я -- один. А потому лучше тебе спуститься к своим

и продолжим разговор через окно, как добрые Друзья. А часов в восемь я думаю

перебраться отсюда, Хекрептен ждет меня не  дождется, и пончиков нажарила, и

мате заварила.

     -- Ты не один, Орасио.  Тебе хочется быть  одному из чистого тщеславия,

выглядеть этаким буэнос-айресским Мальдорором. Ты  говорил --  Doppelganger,

не  так  ли?  И  пожалуйста, на  самом  деле  другой  человек следует  твоим

поступкам,  и он такой же, как и ты, хотя  находится по ту сторону проклятых

ниток.

     --  Жаль,  --  сказал   Оливейра,  --  что  у  тебя  такое   упрощенное

представление  о  тщеславии.   В  этом-то  все   и   дело:  составить   себе

представление,  чего  бы  это ни  стоило.  А  ты  способен хоть  на  секунду

допустить мысль, что все, может быть, и не так?

     -- Представь, что допускал. Но ты все равно сидишь на  раскрытом окне и

раскачиваешься.

     --  Если бы  ты  на самом деле допустил,  что  все не так, если бы ты и

вправду способен  был  добраться  до  сердцевины проблемы... Никто не просит

тебя отрицать того, что ты видишь, однако ты даже пальцем не пошевельнул...

     -- Если бы так просто, -- сказал Тревелер, -- если бы только и было что

эти  дурацкие  нитки  по всей  комнате... -- Ты-то  пошевельнул пальцем,  но

погляди, что из этого вышло.

     --  А  что плохого, че? Сидим  при открытом окошке и  вдыхаем сказочную

утреннюю  свежесть. А внизу все  гуляют по двору,  просто замечательно, сами

того не подозревая, занимаются зарядкой. И Кука, посмотри-ка  на нее, и Дир,

этот изнеженный сурок. И твоя жена, а  уж она-то --  сама  леность.  Да и ты

сам, виданное ли  дело: ни свет ни заря, а ты уже на ногах и в полной боевой

готовности. И когда я говорю: в  полной боевой готовности, ты понимаешь, что

я имею в виду?

     -- А я, старик, думаю, не наоборот ли все?

     --  О,  это  слишком  просто,  такое  бывает  только  в  фантастических

рассказах из популярных антологий. Если бы ты  был способен видеть оборотную

сторону вещей, ты бы, может,  и захотел отсюда уйти. Если бы ты мог выйти за

пределы территории, скажем, так: перейти из первой клеточки во вторую или из

второй в третью... Это так трудно,  Doppelganger, я всю ночь напролет бросал

окурки, а попадал только в восьмую клетку,  и никуда  больше.  Нам  бы  всем

хотелось  тысячелетнего царства, некой Аркадии, где, возможно,  счастья было

бы еще меньше, чем здесь, потому что дело не в счастье, Doppelganger, там по

крайней  мере не  было бы  этой подлой игры в подмену, которой мы занимаемся

пятьдесят или шестьдесят лет, там можно было бы протянуть друг другу руку, а

не повторять этот жест из страха или затем, чтобы узнать, не сжимает ли тот,

другой,  в ладони нож. Что  же касается подмен, то меня ничуть не  удивляет,

что мы с тобой --  одно и  то  же, одинаковы, только  ты по  одну, а я -- по

другую сторону. А поскольку ты говоришь, что я тщеславен, то, сдается мне, я

выбрал лучшую сторону, но как знать, Ману. Ясно только одно: на той стороне,

где ты, я не могу находиться, там  у меня все лопается прямо в руках,  с ума

можно сойти,  если  бы с ума  сойти было  так  просто.  Ты -- в  гармонии  с

территорией и не хочешь понять моих метаний:  вот я предпринимаю  усилие, со

мной  что-то происходит,  и тогда  гены, пять тысяч лет копившиеся для того,

чтобы  погубить  меня,  отбрасывают  меня  назад, и  я  снова оказываюсь  на

территории и барахтаюсь там две недели, два  года, пятнадцать лет... В  один

прекрасный  день я  сую  палец  в привычку, и просто  невероятно,  но  палец

увязает в привычке, проходит насквозь  и вылезает с другой стороны, кажется:

вот-вот доберусь наконец  до последней клеточки,  но тут женщина топится, на

тебе, или со мной случается приступ,  приступ никому не нужного сострадания,

ох уж  это сострадание... Я говорил тебе  о подменах? Какая мерзость,  Ману.

Почитай  у  Достоевского про эти самые подмены. И вот  пять тысяч лет  снова

тянут меня назад, и надо опять начинать все сызнова. И потому я сожалею, что

ты  мой Doppelganger,  я  все  время  только  и делаю,  что  мечусь с  твоей

территории на  свою, и  после очередной злополучной перебежки, оказавшись на

своей, я  гляжу  на тебя, и  ты представляешься  мне моей оболочкой, которая

осталась там и смотрит на меня с жалостью, и мне кажется, что это пять тысяч

лет человеческого существования, сбившиеся в теле ростом  в  метр семьдесят,

смотрят на ничтожного  паяца,  пожелавшего выпрыгнуть из своей клеточки. Вот

так.

     -- Перестаньте нервы мотать, -- крикнул Тревелер стучавшим в дверь.  --

В этой психушке, че, поговорить спокойно не дадут.

     -- Ты настоящий человек, брат, -- сказал растроганный Оливейра.

     -- И все-таки, -- сказал Тревелер, еще немного придвигая стул, -- ты не

станешь отрицать, что на этот раз дал осечку. Переподмены оболочек  и прочие

штучки-дрючки -- все это хорошо, но за твою милую  шутку мы заплатим местом,

и больше всего мне жаль Талиту. Ты можешь  сколько  душе угодно говорить тут

про Магу, но свою жену кормлю я.

     -- Ты глубоко прав, -- сказал Оливейра. -- Иногда забываешь обо всем на

свете, не  говоря  уж  о  месте. Хочешь, я поговорю с  Феррагуто?  Он тут, у

фонтана.  Пролети  меня, Ману,  вот уж  чего не  хотел, так это чтобы  вы  с

Магой...

     -- Кстати, зачем ты называешь ее Магой? Не лги, Орасио.

     -- Я знаю, что  это Талита, но недавно она была Магой. Их две, как и мы

с тобой.

     -- Это называется сумасшествие, -- сказал Тревелер.

     -- Все  на свете как-нибудь называется, надо только подобрать название.

А теперь,  если  позволишь,  я бы  хотел поговорить  с теми, кто  внизу, они

просто вне себя, дальше некуда.

     -- Я ухожу, -- сказал Тревелер, вставая.

     -- Так будет лучше, -- сказал Оливейра. --  Лучше тебе  уйти, а я через

окно  буду  разговаривать с тобой  и с  остальными.  Лучше тебе  уйти  и  не

унижаться,  как ты унижаешься, а я объясню тебе прямо  и ясно, что будет, ты

же обожаешь объяснения,  ты  -- истинное  дитя этих пяти тысяч лет. Если ты,

поддавшись  чувству  дружбы и  диагнозу, который мне  поставил, бросишься на

меня, я отпрыгну в сторону -- не знаю, помнишь ли ты еще, как мы мальчишками

на улице  Анчорена упражнялись в  дзюдо, -- а ты продолжишь свою траекторию,

вылетишь  в  окно и  шлепнешься на четвертую клетку, так  что только  мокрое

место останется, но это  в лучшем случае, потому что скорее всего ты упадешь

не дальше второй.

     Тревелер  смотрел  на  него,  и  Оливейра  видел,  как  глаза   у  него

наполняются слезами. И как рукой, издали, он словно погладил его по волосам.

     Тревелер подождал еще  секунду, а потом подошел  к двери  и  открыл ее.

Реморино хотел было войти (из-за спины у него выглядывали еще два санитара),

но Тревелер сгреб его за плечи и вытолкнул в коридор.

     --  Оставьте его в покое, -- приказал  он. --  Скоро он будет в  полном

порядке. Его надо оставить одного, сколько можно донимать человека.

     Отключившись от диалога, который быстро разросся в квадролог, секстилог

и додекалог, Оливейра закрыл глаза и  подумал, что ему здесь очень хорошо, а

Тревелер  и в самом деле ему словно брат. Он услыхал, как дверь  закрылась и

голоса  стали  удаляться. Потом  дверь снова открылась  в  тот самый момент,

когда веки Оливейры с трудом начали подыматься.

     --  Закройся  на щеколду,  --  сказал Тревелер. --  Я  им  не  очень-то

доверяю.

     --  Спасибо,  --  сказал  Оливейра.  --  Ступай во двор,  Талита ужасно

беспокоится.

     Он  пролез под  немногими  уцелевшими  нитями  и  задвинул щеколду.  Но

прежде, чем  вернуться  к окну,  опустил лицо в  умывальник и стал пить, как

животное, жадно  глотая и  отфыркиваясь. Слышно было, как внизу распоряжался

Реморино,  отсылая  больных  по  комнатам.  Когда он снова выглянул в  окно,

освеженный и успокоившийся, он  увидел, что  Тревелер стоит рядом с Талитой,

положив ей руку на талию.  После того, что Тревелер только  что сделал,  все

вокруг заполнилось  чудесной умиротворенностью, и  невозможно было  нарушить

эту гармонию, пусть она нелепа, но она тут  и такая осязаемая, зачем кривить

душой,  по сути, Тревелер есть то, чем бы должен быть он, просто у Тревелера

немного меньше этого треклятого воображения, он -- человек территории, он --

непоправимая  ошибка  целого  рода,  пошедшего  по ложному пути,  однако как

прекрасна  эта  ошибка, сколько красоты  в этих пяти  тысячах  лет,  в  этой

неверной  и  ложной  территории,  как  прекрасны  эти  глаза,  минуту  назад

наполнившиеся  слезами,  и  этот  голос,  посоветовавший  ему:  "Закройся на

щеколду,  я  им  не  очень-то доверяю", сколько любви в этой  руке, обнявшей

женщину за талию.    может быть, -- подумал Оливейра, отвечая на дружеские

жесты   доктора  Овехеро   и  Феррагуто  (несколько  менее  дружеские),   --

единственный возможный  способ  уйти  от территории -- это  влезть в  нее по

самую макушку?" Он  знал:  стоит ему  еще раз  подумать об  этом (еще раз об

этом)  -- и ему представится  человек,  ведущий под руку  старуху по  стылым

улицам, под дождем. "Как знать, -- подумал он. --  Как знать, может, я был у

самого края, да остановился, может,  там-то и  был ход. Ману бы его нашел, я

уверен, дурак-то он дурак,  этот Ману, но  искать  никогда не ищет, а  я  --

наоборот..."

     --  Эй, Оливейра, может,  спуститесь выпить чашечку  кофе? -- предложил

Феррагуто к  явному неудовольствию Овехеро. -- Пари вы уже выиграли,  не так

ли? Поглядите на Куку, как она огорчена...

     --  Не  расстраивайтесь, сеньора, --  сказал Оливейра.  --  У вас такой

цирковой опыт, вы же не станете волноваться из-за чепухи.

     -- Ой,  Оливейра,  вы с Тревелером просто ужасные,  -- сказала Кука. --

Почему бы  вам не поступить,  как предлагает муж?  Я  так хотела,  чтобы  мы

выпили кофе все вместе.

     -- Давайте спускайтесь, че, -- сказал Овехеро как бы между прочим. -- Я

хотел с вами посоветоваться насчет двух французских книжек.

     -- Отсюда все прекрасно слышно, -- сказал Оливейра.

     -- Ну ладно, старик, --  сказал Овехеро. -- Спуститесь, когда захотите,

а мы идем завтракать.

     -- Со свежими булочками, -- сказала Кука. -- Пошли сварим кофе, Талита?

     -- Перестаньте  валять  дурака,  -- ответила Талита,  и  в  необычайной

тишине, наступившей вслед за ее отповедью,  Тревелер с Оливейрой встретились

взглядами  так,  словно  две  птицы столкнулись на лету и,  опутанные сетью,

упали на девятую клеточку, во всяком случае, заинтересованные  лица получили

от этого  не меньшее удовольствие.  Кука с Феррагуто лишь бурно дышали, пока

наконец Кука не открыла рот  и не завопила: "Что значат ваши  оскорбительные

слова?"  --  а   Феррагуто  только  выпячивал   грудь  и   мерил   Тревелера

презрительным -- сверху  вниз  --  взглядом, а  тот глядел на  свою  жену  с

восхищением,  хотя  отчасти  и  с  упреком,  и  тут  наконец  Овехеро  нашел

подобающий случаю научный выход и  сухо  сказал: "Типичный  случай истерикус

латиноамерикус,  пойдемте со мной, я дам  вам успокоительное", а в это время

Восемнадцатый,  нарушив  приказ Реморино, вышел  во двор  с  сообщением, что

Тридцать  первая  в  беспокойном  состоянии  и  что  звонят по  телефону  из

Мар-дель-Плата.   Его  насильственное  выдворение,   которое  взял  на  себя

Реморино, помогло администрации  и доктору Овехеро покинуть двор, не слишком

поступившись своим авторитетом.

     -- Ай-ай-ай, -- сказал Оливейра,  раскачиваясь  на  подоконнике,  --  я

думал, фармацевтички гораздо воспитаннее.

     -- Представляешь? -- сказал Тревелер. -- Она была просто великолепна.

     -- Пожертвовала собой ради меня, -- сказал Оливейра. -- Кука не простит

ее даже на смертном одре.

     --  Ну и пускай, подумаешь, -- сказала Талита. -- Со свежими булочками,

видите ли.

     -- А Овехеро тоже хорош, -- сказал Тревелер, -- французские книжки! Че,

только  бананом  не соблазняли. Удивляюсь, как  ты не послал  их  к чертовой

матери.

     Вот  так оно  было, невероятно, но гармония  длилась, и не  было  слов,

чтобы ответить на  доброту этих  двоих, разговаривавших с ним и глядевших на

него с клеток классиков,  потому что Талита,  сама  того  не зная, стояла  в

третьей  клетке,   а  Тревелер  одной  ногой   стоял  на  шестой,  и  потому

единственное,  что можно было сделать,  это  чуть шевельнуть  правой  рукой,

робко, в знак привета,  и сидеть так,  глядя на Магу,  на Ману, и думать про

себя,  что в  конце  концов встреча все-таки  состоялась,  хотя  и не  могла

длиться дольше, чем этот ужасно сладостный миг, когда лучше всего,  пожалуй,

не  мудрствуя  лукаво,  чуть  наклониться  вниз и дать себе уйти -- хлоп!  И

конец.

     * * *

     (-135)

 

Hosted by uCoz